Самолет и вертолет, принадлежавшие компаниям зятя гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, в ближайшее время будут выставлены на торги по требованию кредитора. Начальная стоимость самолета Bombardier CL-600-2B16 составляет 611 млн рублей, вертолета Bell 429 — 202 млн рублей. Как стало известно «БИЗНЕС Online», сейчас проходит процедура оформления документов, после чего купить «птички» Зиганшина сможет любой желающий. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Фото: «БИЗНЕС Online»
Арестованные за долги самолет и вертолет Зиганшина выставят на торги
Арест воздушных судов стал логичным результатом арбитражных разбирательств, выигранных ООО «Альгор-Строй». По данным базы «Контур.Фокус», общество на 100% принадлежит и управляется ООО «Альгор-Недвижимость». По сведениям наших источников, «Альгор-Недвижимость» выполняет роль коллекторского подразделения Ак Барс Банка, унаследовав соответствующую функцию у ООО «Банковский долговой центр», которое признано банкротом и прекратило свою деятельность. Сам банк от связей с «Альгором» открещивается. «Кредит ранее был оформлен в Ак Барс Банке, но на данный момент ПСО „Казань“ не является должником банка. „Альгор-Недвижимость“ не имеет отношения к банку», — заявляли нам ранее в пресс-службе.
Самолет CL-600-2B16 был арестован по иску ООО «Альгор-Строй» к ООО «Басма» (до банкротства на 100% принадлежало Тимуру Зайнутдинову, зятю владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина), а вертолет Bell 429 — по иску «Альгор-Строя» к ООО «Белл-Лимитед» (на 100% принадлежало ООО «Басма»).
Пресс-служба УФССП по РТ сообщала 19 января о том, что судебные приставы Лаишевского района арестовали самолет и вертолет общей стоимостью 800 млн рублей. Судебный пристав определил ответственным хранителем представителя управляющей компании должника. Кроме того, установил режим хранения — без права пользования. Причиной ареста послужило неисполнение должником финансовых обязательств.
По запросу «БИЗНЕС Online» приставы не смогли уточнить, кто является должником, сославшись на тайну, однако уточнили, что владелец воздушных судов долги в установленный законом срок (10 дней) не погасил. В связи с этим документы на арестованное имущество были переданы в управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области — для организации и проведения торгов.
Арестованные самолет и вертолет действительно принадлежат ООО «Басма» и «Белл лимитед», подтвердили нашему корреспонденту в татарстанском управлении Росимущества. Уведомления о готовности к реализации арестованного имущества должников к ним поступили, теперь предстоит процедура принудительной реализации воздушных судов.
На момент написания материала вертокрылое имущество еще не было принято на реализацию, но документы уже находились в управлении Росимущества на этапе проверки содержания и комплектности. В случае принятия положительного решения воздушные суда будут реализованы на открытом аукционе в электронной форме на сайте www.torgi.gov.ru (вид торгов — «Реализация имущества должников»). Купить их сможет любой желающий. После продажи средства поступят службе судебных приставов для распределения между взыскателями.
Начальная стоимость самолета CL-600-2B16 — 611 млн рублей, вертолета Bell 429 — 202 млн рублей. Отметим, исковые требования «Альгор-Строя» к «Басме» и «Белл лимитед» составляли, соответственно, 611 млн и 202 млн рублей; таким образом, в случае реализации «пташек» по начальной цене кредитор будет целиком удовлетворен исходом дела. Запрос пресс-секретарю ПСО «Казань» был направлен в мессенджер, сообщение прочитано, но ответа не последовало.
Цвета поблекли, сиденья в тканевой обивке промяты…
Что известно о машинах, которые готовятся передать на публичные торги? Из крылатой техники главного строителя Татарстана в публичном поле «светились» только вертолеты. Так, в 2017 году около Свияжска потерпел крушение пассажирский Bell-407, которым, по данным источников «БИЗНЕС Online», постоянно пользовался лично Зиганшин. В пресс-службе ПСО «Казань» тогда рассказали, что разбившееся судно принадлежало ООО «Басма» и использовалось для служебных командировок сотрудников компании. На торги же собираются выставить другой вертолет, 11-летний Bell-429 с бортовым номером 57108.
По данным из открытых источников, легкий двухдвигательный Bell-429 считается одним из самых совершенных в своем классе. Он может управляться одним пилотом, на нем установлено навигационное оборудование, сертифицированное по правилам полетов по приборам. Bell-429 способен продолжать полет при одном неработающем двигателе. В таком вертолете пассажирам обещают комфорт — в полете почти не ощущается вибраций, двигатель малошумный. Bell-429 рассчитан на перевозку до 7 пассажиров, но вертолет Зиганшина, судя по фото, может взять на борт 6 человек (включая пилота). Дальность полета — 800 км при крейсерской скорости в 273 км/ч. В России машина была сертифицирована в июле 2011 года. Вероятно, вертолет Зиганшину поставили в начале 2013-го — по крайней мере, тогда официальный представитель Bell Helicopter в России и странах СНГ — компания Jet Transfer — сообщила «БИЗНЕС Online» о поставке вертолета Bell-429 заказчику из Татарстана (которого тогда не назвали). Зато обозначили стоимость вертушки — $7 млн (без НДС и таможни).
За 11 лет вертолет активно использовали: салон выглядит «уставшим» — цвета поблекли, сиденья в тканевой обивке промяты. Самолет Зиганшина, в отличие от вертушек, в публичном поле не появлялся, о его существовании в активах главного строителя РТ «БИЗНЕС Online» узнал год назад, когда «Альгор-Строй» через суд потребовал от ООО «Басма» залоговое имущество. Это 10-местный бизнес-джет Bombardier CL-600-2B16, серийный номер — 5803. Согласно данным из открытых источников, машине 14 лет, числится она за «Ак Барс Аэро». Фото интерьера арестованного борта найти не удалось, однако из открытых источников известно, что такие борта примечательны увеличенными иллюминаторами, просторным салоном длиной почти 8 м и высотой 2,5 метра. Есть кухня, системы для просмотра видео, спальные места.
Залоговая стоимость борта, по которой его будет реализовывать «Альгор-Строй», — 611 млн рублей, однако реальная цена такой машины может быть выше. По данным из открытых источников, стоимость 10-летнего бывшего ранее во владении Challenger 605 колеблется в районе $10 млн (что по нынешнему курсу чуть более 700 млн рублей) и зависит от общего налета часов, количества циклов взлетов-посадок, общего состояния и установленного оборудования.
В истории с самолетом есть еще одна деталь. Пресс-служба приставов отмечала, что арестованным самолету и вертолету запрещено использование. Однако портал flightradar24 по серийному и регистрационному номеру арестованного Bombardier открывает богатую полетную историю. Только за последнюю неделю, с 28 января, бизнес-джет сделал 8 вылетов, курсируя по маршрутам между Казанью, Москвой, Сочи, Дубаем, Стамбулом. Последний вылет на момент публикации материала был 1 февраля, самолет летел сообщением Стамбул – Казань.
«Можно тощую корову надуть, покрасить и продать»
Эксперты в области авиации считают, что выставляемые на торги воздушные суда вполне могут быть интересны покупателям. «Самолет Challenger 605 востребован, неважно, сколько ему лет, главное, чтобы он летающий был — движки, шасси. Если он летает, значит, востребован», — говорит нам председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. Что касается начальной стоимости в 611 млн рублей, то она близка к рынку. «В пределах 500–600 миллионов могут купить. И компании покупают, и частные лица — кому самолет нужен, тот и купит», — говорит Хаким. Плюс Challenger 605 в том, что по нему имеется техобслуживание в России, есть пилоты, а необходимые запчасти можно достать в рамках параллельного импорта. Из минусов — то, что самолет «уже немножечко возрастной»: 14 лет.
В то же время, не видя документов и самой машины, судить о ее реальной стоимости сложно. «Продать можно все что угодно, можно тощую корову надуть, покрасить и продать. Не видя данных на машину, сказать сложно», — добавил эксперт.
Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев считает, что арестованный Bell-429 также найдет нового покупателя: модель востребована, особенно с учетом того, что завоза иностранной техники из-за санкций нет. «Этот борт мы видели и, возможно, собирали после завода, потому что практически все мы собирали. Bell-429 — это последняя машина из линейки Bell, вертолет для широкого потребления. Соотношение цены и качества идеальное для такого класса двухдвигательных вертолетов. Хороший вертолет, доведенный почти до совершенства, построенный с учетом опыта и эксплуатации и Bell-430, и Bell-407, машина востребована не только у нас, но и в мире», — рассказал Закаржаев.
Оценивать стартовую стоимость вертолета сложно, говорит Закаржаев: необходимо знать, в каком техническом состоянии борт, особенно важно посмотреть остаток ресурса по двигателям. «Не знаю, в каком техническом состоянии находится этот борт. Мы его давно не видели, он, по-моему, стоит 2–3 года. Но вообще, вертолеты востребованы, этот тип востребован. Так что в Татарстане, Москве, России в целом найдутся заинтересованные», — подытожил спикер.
Что еще отняли у Зиганшина?
Напомним, что вертолет и самолет далеко не все, что кредиторы уже отняли у структур Зиганшина и его ближайшего окружения. Постепенно у него забрали за долги курорт «Свияжские холмы» и участок площадью 440 тыс. кв. м в Октябрьском сельском поселении Зеленодольского района. Был взыскан огромный парк транспортных средств, ранее принадлежавших компаниям ООО «ДорСтрой» и «Интеко», а также оборудование для проведения дорожных работ компании «Трио-ВИС» и др. Изъято 7 объектов недвижимости в Краснодарском крае, которые принадлежали ООО «Тигран» (99% владеет Зайнутдинов).
Самую большую сумму Зиганшин на данный момент задолжал ФНС Татарстана — 4,755 млрд рублей, вместе с ООО «ОСК „Ресурс“» они сейчас добиваются банкротства ПСО «Казань».
Наши источники считают, что сейчас для Зиганшина все зависит от того, как в итоге будут исполнены договоры с «Роскосмосом». Обанкротить строителя стартовой площадки для «Ангары» сегодня — значит, затянуть ввод космического комплекса еще на неопределенное время, что никому не нужно. Но ясно, что кредиторы бесконечно ждать своих денег тоже не смогут. Косвенно о том, что все дело идет к банкротству и, возможно, даже к «посадкам», говорит поведение банков, кредитовавших империю Зиганшина. В прошлом году они поспешили «просудиться», с тем чтобы заранее изъять все залоговые активы по просроченным ПСО «Казань» и другими компаниями Зиганшина кредитам.
Наталья Голобурдова, Евгения Иванова
Источник: «БИЗНЕС Online»