Эрик Траппье, генеральный директор Dassault Aviation, предупредил о «нападках на авиацию». По словам экспертов, предупреждение Траппье важно. Но это связано с европейскими корнями компании.
«Я не видел, чтобы какая-либо другая аэрокосмическая компания поместила в свои отчеты слайд об этой катастрофе», — говорит Роба Сталларда, партнера Global Aerospace and Defense, Vertical Research Partners. «Впрочем, это отражает в целом медийную повестку во Франции и Европе, которая буквально навязывает «зеленую» повестку».
«За кулисами компании в США хорошо осведомлены об этой проблеме, о чем свидетельствуют инвестиции в экологически чистое авиационное топливо», — продолжает Сталлард. «Но США отстают в вопросах ESG [экологических, социальных и управленческих]. ESG для них намного ниже нынешней повестки дня».
По словам Брайана Фоули, основателя консалтинговой компании Brian Foley Associates, основные принципы инвестирования, вероятно, будут иметь приоритет в умах инвесторов. «Уже есть противодействие со стороны некоторых управляющих фондами, которые настаивают на том, чтобы инвестировать в фундаментальные принципы, а не в идеальную идеологию», — говорит он. «Тем не менее, объективные данные свидетельствуют о том, что инвестиции в ESG не так эффективны, как у их аналогов, и некоторые инвесторы вложат свои средства в другие активы, если им не будет предоставлен выбор. Таким образом, в долгосрочной перспективе я не вижу ощутимого влияния на авиационный сектор».
По словам Фоули, большая часть нынешнего фиаско возникает из-за того, что банки имеют базовые активы (облигации) и вынуждены продавать их с убытком до наступления срока погашения, чтобы покрыть снятие средств клиентами. «Тем не менее, будет продолжаться разгром среди стартапов и авиационных компаний с высокой задолженностью, поскольку становится все труднее получить капитал, так как инвесторы находят возможности для более высокой доходности по мере роста процентных ставок».
Брайан Флинн, управляющий директор венчурной компании DiamondStream Partners, которая обычно является инвестором для стартапов, отмечает неизбежную экологизацию корпоративных программ. «Большинство или почти все компании, в которые они инвестировали, более четко формулируют, что они делают, чтобы уменьшить свое воздействие на окружающую среду», — говорит он нам. «Это и правильный курс действий, и тот, который по праву ослабит часть критики. Некоторые инвесторы в авиацию чувствуют себя сильнее, чем другие, но я не слышал, чтобы кто-то отказывался от своих инвестиций в авиацию, потому что компании, в которые они инвестировали, не работают над сокращением своего углеродного следа».
Для Флинна сообщение фактов и целей — лучший способ борьбы с критикой авиации со стороны экоактивистов. «Активисты-экологи обязательно привлекут компании к ответственности за недостижение своих целей. И, возможно, в некоторых случаях побуждая эти компании поднимать планку выше».