Лидеры вертолетной отрасли, выступая на конференции Helicopter Investor на прошлой неделе в Лондоне, выразили умеренный оптимизм в отношении перспектив развивающегося сегмента передовой воздушной мобильности.
Участниками был достигнут консенсус в отношении того, что новые воздушные суда eVTOL начнут использоваться в некоторых текущих вариантах применения вертолетов, хотя большинство выступавших выразили сомнение в том, что это начнется с 2025 года, как настаивают многие из наиболее оптимистичных участников рынка.
Lobo Leasing — один из немногих лизингодателей, который взял на себя обязательство добавить воздушные суда eVTOL в свой портфель, уже сделав первоначальный взнос за автономные грузовые транспорты Nuuva от Pipistrel. Генеральный директор британской группы Дэн Робертс заявил, что готов произвести дальнейшие платежи компании Textron eAviation (которая владеет Pipistrel) с целью лизинга или перепродажи Nuuvas операторам.
«Об этом [AAM] много говорят, и на данный момент это в разработке», — прокомментировал он. «Многие инвесторы хотят получить прибыль сегодня, а краткосрочной отдачи от этого нет. Нам нужны оценщики, чтобы сказать нам, сколько будет стоить новое воздушное судно через 30 лет, и это будет необходимо, чтобы привлечь инвесторов, поддерживающих eVTOL».
Оливье Пиот, генеральный директор Nova Capital, которая на прошлой неделе запустила частный инвестиционный фонд в размере 50 млн евро ($54 млн) для легких вертолетов, заявил, что его компания не планирует инвестировать в eVTOL. Однако он признал, что их появление на рынке может повлиять на остаточную стоимость существующих вертолетов.
Одной из компаний, инвестирующих в будущее AAM, является Bristow, у которой есть предварительные соглашения о заказе с семью производителями, включая Electra, Beta Technologies, Elroy Air, Vertical Aerospace, Eve Air Mobility, Overair и Lilium. Генеральный директор вертолетного оператора Крис Брэдшоу сказал, что у него также есть еще не объявленные сделки, согласованные с другими производителями и крупными авиакомпаниями, и предположил, что первоначальные варианты использования eVTOL могут быть в таких регионах, как Южная Америка и Африка, и сосредоточены на дистанционно пилотируемых грузовых рейсах.
«Здесь определенная роль будет отведена стартапам, но также и зрелым операторам, таким как мы», — сказал он на конференции. «У нас есть дюжина различных AOC, в которых работает более 800 пилотов и примерно столько же специалистов по техническому обслуживанию. У нас также есть опыт управления операциями в нерегулируемом воздушном пространстве в таких местах, как Суринам, где нет ничего [с точки зрения инфраструктуры]».
Blade Urban Air Mobility также работает над планами по внедрению eVTOL в свою сеть партнеров выполнения рейсов по требованию. Американская компания стала публичной в 2021 году, и ее президент и главный юрисконсульт Мелисса Томкил заявила, что основное внимание будет сосредоточено на создании авиатакси и медицинских услуг на существующих рынках, таких как район Нью-Йорка, юг Франции и Индия. «Мы считаем, что eVTOL могут решить проблемы шума [от вертолетов], и мы надеемся, что это откроет новую посадочную инфраструктуру», — сказала она участникам конференции.
Одним из основных моментов мероприятия Helicopter Investor стало обнародование амбициозных планов по созданию eVTOL с гибридным двигателем, который будет перевозить до 40 пассажиров или 9 900 фунтов груза. Европейский стартап Lyte Aviation заявил, что рассчитывает течение следующих 24 месяцев построить полномасштабный прототип SkyBus с отклоняемыми крыльями, расположенными тандемом, и ввести его в эксплуатацию к 2030 году.