После напряженной беседы Владимира Путина и Дениса Мантурова "Аэрофлот" наступил на горло собственной песне - заказал больше десятка Ту-214 с трехчленным экипажем. Плюс среди клиентов Казанского авиазавода достаточно неожиданно появились еще одна авиакомпания и очень серьезный госзаказчик.
Таким образом, с учетом сжатых сроков портфель контрактов КАЗа на гражданские Ту можно считать переполненным. Эксперты "БИЗНЕС Online" предупреждают: заводу, чтобы не ударить в грязь лицом, придется пахать в три смены.
Кто главный по отечественным самолетам?
Первый Ту-214 новой пассажирской серии получит Red Wings. Об этом сообщил источник "БИЗНЕС Online" в авиапроме. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) "БИЗНЕС Online" подтвердили, что один Ту-214 планируется поставить в интересах именно этой авиакомпании, которая "использует свой авиапарк для полетов на регулярных и чартерных рейсах". От обсуждения подробностей в корпорации уклонились.
Таким образом, хотя по очередности "подписки" Red Wings стала третьим (после "ЮВТ Аэро" и "Аэрофлота") заказчиком Ту-214, она получит борт раньше. Изначально в роли первого эксплуатанта виделся национальный авиаперевозчик "Аэрофлот". Соглашение о намерениях на приобретение Ту-214 "Аэрофлот" и ОАК подписали 7 сентября 2022 года.
Но поскольку подписание твердого контракта затягивалось, инициатор идеи возобновления строительства Ту-214 - Татарстан - решил пойти ва-банк. 20 октября в послании Госсовету РТ президент республики Рустам Минниханов заявил о том, что она сама закажет четыре самолета, а директор Казанского авиазавода - филиала "Туполева" (КАЗ) Николай Савицких уточнил, что первой самолеты получит бугульминская авиакомпания "ЮВТ Аэро".
Принципиально важно то, что Red Wings входит в ОАК. В середине 2000-х данный перевозчик создавался бизнесменом Александром Лебедевым именно как эксплуатант самолетов только российского производства, и ее парк состоял из Ту-204. Пройдя через достаточно скандальную череду смены собственников и стратегии, через полеты на Boeing и Airbus, уйдя по крыло ОАК, перевозчик вернулся к исходной концепции. В 2020 году стало известно, что из него намерены сделать своего рода образцового эксплуатанта Superjet, чтобы доказать нужность этого самолета. Сегодня Red Wings оперирует 19 Superjet, но будущее этих зависящих от импортных комплектующих бортов под вопросом. Импортозамещенного Superjet New пока нет. По МС-21 сегодня тоже больше вопросов, чем ответов, к тому же все первые машины забронированы "Аэрофлотом".
"Red Wings была крупнейшим эксплуатантом Ту-204, то есть самолета того же семейства, - напомнил в беседе с "БИЗНЕС Online" главный редактор портала Aviaru Роман Гусаров. - У авиакомпании сохранились компетенции по эксплуатации этого типа самолетов. А у того же "Аэрофлота" нет ни техбазы по обслуживанию Ту-214, ни системы подготовки летного персонала для него. Так что Ту-214 в Red Wings - это логично". По нашей информации, авиакомпания уже подготовила несколько экипажей.
Более того, минувшей осенью перевозчик заявил о том, что будет эксплуатировать два восстановленных после хранения Ту-214. Такой опыт у него уже был в 2016-2017 годах: там летала машина из парка обанкротившейся "Трансаэро". По информации "БИЗНЕС Online", сегодня ее и восстанавливают для Red Wings на "КАПО Авиа". Эта же казанская компания, специализирующаяся на техническом обслуживании и ремонте воздушных судов Ту и Ил, будет ответственной за сопровождение 214-х "ЮВТ Аэро".
Загадочный борт №535
Источники "БИЗНЕС Online" указывают на еще одну причину интереса ОАК и Red Wings к Ту-214 новой постройки. По словам наших собеседников, для корпорации было бы политически неверно смириться с тем, что судьба первых Ту-214 решилась без ее участия. Ведь подтекст заявления Минниханова очевиден: сами закажем, сами летать будем и всем покажем, какой это отличный самолет.
По словам источников, борт для Red Wings должен быть сдан уже в 2023-м. Это совпадает с заявлением вице-премьера - министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова от 28 декабря прошлого года: "Первый Ту-214 планируется поставить в следующем году". Сверхскорость строительства, по словам наших собеседников в отрасли, объясняется просто: под Red Wings пошел самолет, заложенный еще в 2020 году. Тогда же начали строить еще одну машину - она станет первым "Ту" для "ЮВТ Аэро". Изначально оба борта закладывались под будущие контракты на специальные самолеты для государственных нужд, но со сменой авиационной политики страны самолеты решили перепрофилировать.
В СМИ строящийся Ту-214 засветился 24 марта, когда КАЗ посетили гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов и Минниханов. На видео фигурирует один борт и слышны слова управляющего директора "Туполева" Вадима Королева: "535-й самолет". 535 - заводской номер машины, а регистрационный - 54 535.
Впрочем, по словам одного из источников, есть вероятность, что первый "Ту" будет не коммерческим самолетом, а бизнес-джетом. Вспоминается, как в минувшем октябре Чемезов, говоря о Ту-214, сообщил: "Он достаточно востребован не только у пассажирских авиакомпаний, но и в качестве бизнес-джета. Мне звонят и спрашивают насчет него".
"Вряд ли к этому самолету применимо понятие "бизнес-джет" - слишком большие размеры и расходы, - отметил в беседе с "БИЗНЕС Online" председатель совета директоров "Тулпар Аэро Групп" Ахат Хаким. - Логичнее было бы назвать это корпоративными перевозками. Такое реально для большой федеральной структуры, у которой много филиалов по всей стране, хотя сегодня это, мягко говоря, немодно".
Видимо, первыми со столь специфическим запросом Чемезову позвонили из министерства Мантурова: по данным наших источников, первый Ту-214 станет бортом минпромторга РФ. А что, хороший ответ делом тем, кто утверждает, что вице-премьер лоббирует МС-21. И тогда выбор Red Wings логичен вдвойне: эта авиакомпания занимается эксплуатацией всех государственных VIP-самолетов РФ, кроме тех, что относятся к специальному летному отряду "Россия" управления делами президента РФ.
При этом, как говорит один из наших собеседников, с точки зрения открытия счета новым Ту-214 неважно, бизнес-джет или коммерческий самолет, задел или совершенно новое строительство: в зачет пойдет все.
Суперборт для МЧС и "капитуляция" "Аэрофлота"
Видимо, это относится и к заказу, который можно назвать суперконтрактом. На портале госзакупок появилась документация на Ту-214 для МЧС. Указано, что самолет "не является воздушным судном специального назначения". Но цена явно противоречит этому утверждению - 9,8 млрд рублей (прибыль по контракту полагается в 803,6 млн). Причем минимум половина уже поступила в виде аванса. Для сравнения: согласно плану-графику реализации инвестиционного проекта "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов" (утвержден распоряжением правительства РФ от 11 января 2023 года), один Ту-214 для "Аэрофлота" оценивается в 3,144-3,285 млрд (в ОАК не стали отвечать на вопрос, справедливо ли назвать эти суммы ценой самолета). Можно предположить, что это один из самых дорогих гражданских самолетов в новейшей истории Казанского авиазавода.
В ОАК не стали объяснять столь высокую стоимость контракта. Наши источники указывают, что, судя по документации, в нее зашиты некие НИОКР, средства наземного обеспечения полетов, контроля, обучения, а также ЗИП (запчасти, инструменты и принадлежности).
Но, похоже, борт для МЧС тоже можно будет назвать бизнес-джетом: предусмотрены интерьер повышенного комфорта и узел связи. Но предполагается и возможность конвертации в самолет для медицинской эвакуации и перевозки больных и пострадавших, оказания им медицинской помощи во время полета. Судя по всему, медицинские модули будут производства Казанского агрегатного завода. Дальность полета спасательной машины - 7,3 тыс. километров. Заказ должен быть выполнен до декабря 2025 года.
И, наконец, по словам источников, контракт на Ту-214 подписал и "Аэрофлот" - ему поставят 11 бортов. Эту информацию подтвердила пресс-служба ОАК, уточнив: "Самолеты первой партии планируется поставить в типовой конструкции". Получается, национальный авиаперевозчик отказался от своего требования о двухчленном экипаже, хотя, вероятно, речь идет только об этой партии. Как загадочно прокомментировал данный факт один из собеседников "БИЗНЕС Online": "Его заставили отказаться". Видимо, имеется в виду критика президента России Владимира Путина в адрес Мантурова: 11 января он в непривычно жесткой форме упрекнул министра в том, что авиазаводы до сих пор не обеспечены контрактами на новые самолеты, а потому не понимают, что им делать.
"В коридорах "туполей" появилось много аэрофлотовских", - констатируют наши источники.
Смущает плотность графика
Таким образом, КАЗ обеспечен контрактами сразу на 17 пассажирских самолетов. Подобного не бывало с советских времен. По грубым подсчетам, общая сумма договоров - 60 млрд рублей.
Вот только смущает плотность графика. Проблем по сдаче борта для Red Wings, скорее всего, не предвидится - сдадут в 2023 году. Но уже на конец 2024-го должно быть передано и (или) находиться в финальной степени готовности 7 машин: две для "ЮВТ Аэро" и пять для "Аэрофлота". Для завода, который 20 лет делал 1-2 Ту-214 в год, это сверхзадача. И, само собой, есть опасения, что ради бортов для "Аэрофлота" могут подвинуть выполнение заказа для ЮВТ. На этот счет один из наших собеседников заметил, что у бугульминцев есть очевидное преимущество - перечисленные авансы, а со стороны нацперевозчика их пока не последовало: деньги еще не выделены из ФНБ.
В ОАК дали понять, что не испытывают особого беспокойства по поводу сроков. "Речь идет о наращивании объемов производства самолетов, выпуск которых не прерывался", - подчеркнули в пресс-службе. "Темпы производства будут увеличены прежде всего за счет ввода в эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования и модернизации существующих мощностей, дополнительного набора основных производственных рабочих, изготовления и монтажа дублеров стапельно-сборочной оснастки, а также изготовления стенда автоматизированной стыковки крыла с фюзеляжем", - сообщили там в ответ на запрос "БИЗНЕС Online". Кроме того, там добавили, что в дальнейшем будет запущено параллельно несколько партий - как государственных, так и коммерческих заказчиков. Сегодня в производстве находится 6 машин.
Мы задали ОАК и вопрос о недавних заявлениях о том, что в связи с СВО "поставщикам комплектующих совсем не до самолета Ту-214". "Технологический цикл производства отработан, существуют сложившиеся кооперационные связи и цепочки поставщиков комплектующих", - отрезали в корпорации.
Один из наших источников заметил, что график поставок действительно может вызывать вопросы и сдвиг сроков производства лайнеров реален. "Но это мелочи, - резюмировал он. - Зато теперь точно построят".
Как полагает экс-директор ульяновского филиала "Туполева" Станислав Рыжаков, чтобы уложиться в обозначенные сроки, на КАЗе обязательно должно быть две параллельные линии строительства Ту-214 и задел минимум на два самолета вперед. "С Ту-204 мы вышли на темп три самолета в месяц, но на 17 годовых машин у нас был задел еще на 15-20, - рассказал он "БИЗНЕС Online". - Считаю, что с напрягом, в три смены, Казань законтрактованное может сделать".
Источник: БИЗНЕС Online