Tamarack Aerospace Group вновь оказалась в центре скандала после «потери» винглета Smartwing во время полета. Согласно заявлению Tamarack Aerospace, Smartwing оторвался по пока неустановленной «внешней причине».
21-летний Citation CJ, зарегистрированный компанией Minnesota Equipment Leasing как N869AC, выполнял рейс из аэропорта округа Анока (KANE) недалеко от Миннеаполиса в международный аэропорт Тампа (KTPA) с промежуточной посадкой в Уолнат-Ридж, штат Арканзас. Пилот во время снижения в Тампе, услышал характерный звук, а затем заметил, что отсутствует левый винглет. Он снизил скорость самолета, объявил чрезвычайную ситуацию и приземлился без происшествий.
Джейкоб Клингинсмит, президент Tamarack Aerospace Group, сказал, что сертификационные летные испытания модификации Smartwing включали сценарий «потери одной законцовки», имитирующий столкновение с птицей, удар молнии «или любое другое ненормальное событие для Smartwing».
«Конечно, мы счастливы, что в этом странном инциденте никто не пострадал», — сказал он. «Мы все еще расследуем, но похоже, что винглет оторвался от самолета из-за внешних факторов».
Инцидент произошел через два месяца после того, как Tamarack урегулировал судебный процесс, связанный с катастрофой CJ в 2018 году в Индиане, оснащенного винглетами Smartwing Atlas (активная система снижения нагрузки), в результате чего погибли все трое на борту. Вероятной причиной этого происшествия, по мнению NTSB, стала «асимметричная потеря винглета на левом крыле по неустановленным причинам, что привело к фатальным последствиям в полете, и в этой ситуации пилот был бессилен».
Напомним, что в середине 2021 года Tamarack Aerospace вышла из процедуры банкротства по Главе 11 чуть более чем через два года после того, как ведущий производитель вертикальных законцовок для бизнес-джетов обратился в суд. В компании заявили, что окончательное постановление суда по делам о банкротстве Восточного округа Вашингтона положило конец ее добровольному банкротству.
Летом 2019 года компания объявила о подаче заявки на защиту от банкротства в соответствии с Главой 11. Это решение компания назвала «прямым результатом» Директив летной годности от FAA и EASA, которые поставили на прикол самолеты Cessna серии 525, оснащенные законцовками с системой активного снижения нагрузки (Atlas). «Решение о вступлении в Главу 11 (реорганизация) позволило Tamarack продолжать работать и сосредоточить свои усилия на поддержке клиентов и работе с EASA и FAA, поскольку регуляторы рассматривают предложение об отмене ограничений, налагаемых AD», - заявили тогда в компании, добавив, что банкротство будет «временным состоянием».
EASA выпустило чрезвычайную Директиву летной годности в конце апреля 2020 года, заявив, что «были сообщения о случаях, когда Atlas, по-видимому, работал со сбоями, вызывая разбалансировку, когда в некоторых случаях пилотам было трудно вернуть самолет к безопасному полету». FAA последовало примеру европейских коллег 24 мая и, в отличие от директивы EASA, которая предусматривала мягкие последствия для продолжения полетов самолетов Citation Jets, CJ1, CJ2 и CJ3, оснащенных Atlas, американское агентство запретило дальнейшую эксплуатацию этих самолетов за исключением перегонных рейсов.
Параллельно компания получила финансирование в размере $1,95 млн от группы существующих клиентов и поставщиков, которые поддержали ее реорганизацию. В то время, как ограничения вынудили Tamarack временно сократить штат, продолжающаяся работа позволила компании вернуться к росту и, в конечном итоге, удвоить штат. Tamarack расширил свои производственные мощности и операции, включая добавление центров дистанционной установки в Южной Каролине и Англии, и увеличил количество установок законцовок Atlas до более чем 170.