Мнения в отношении масштабов и вероятной продолжительности проблемы с цепочками поставок в аэрокосмической отрасли могут различаться, но панельная дискуссия по этому вопросу на конференции по техническому обслуживанию NBAA 2023 не оставила никаких сомнений в том, что деловая авиация ощутила последствия так же остро, как и любая другая отрасль.
По словам директора по снабжению Textron Aviation Чада Мартина, нехватка сырья начала проявляться еще до того, как разразился Covid, а пандемия усугубила и без того назревающую проблему. Но нехватка сырья и запчастей представляла собой лишь симптом давней проблемы — нехватки квалифицированной рабочей силы, отметил модератор дискуссии, президент JSSI Parts & Leasing Бен Хокенберг.
Решение не совсем легко определить. Снижение количества техников в целом превышает убыль работников других отраслей, а конкуренция за конечный ресурс с другими отраслями стала еще более острой. Такие компании, как, например, чартерная и управляющая компания Solairus Aviation, занимались рекрутом бывших военных, но доступный пул бывших военнослужащих имел лишь ограниченный эффект. Между тем, внутренняя программа ученичества Solairus помогла. 30-месячная программа дает местным выпускникам средних школ возможность получать зарплату, пока они работают под строгим контролем в течение четырех дней, а также предусматривает один день специальной подготовки. По словам операционного менеджера Solairus Росса Майнера, 38 человек прошли через программу и теперь работают в качестве A&P.
Мартин из Textron объяснил, что основная проблема его компании заключается в нехватке рабочей силы на ее базе снабжения. Чтобы смягчить эту проблему, представители Textron помогают поставщикам с торговыми исследованиями и рекомендациями по заработной плате, фактически помогая им создать более сложный план найма. Тем временем Textron в прошлом году удалось нанять 2000 специалистов по техническому обслуживанию.
Проблема рабочей силы, по сути, в значительной степени способствовала нехватке запчастей. По словам Майнера, наиболее востребованными деталями являются ветровые стекла и шины, отметив, что два поставщика контролируют весь рынок каждого из этих товаров. Никому не понравится объяснять владельцу, что его самолет останется на земле на неопределенный срок, что требует некоторого «нестандартного» мышления. Применение бывших в употреблении деталей может помочь в некоторой степени облегчить проблему, в то время как Duncan Aviation, например, задействовала свое подразделение Duncan Manufacturing Solutions (DMS) для производства собственных деталей.
«Duncan Manufacturing Solutions дает нам возможность производить детали, когда они нам нужны», — сказал вице-президент Duncan Aviation по продажам и маркетингу Райан Хасс. «Мы можем производить все, что угодно из композитов или металла; если у нас есть чертежи, мы можем это сделать».
Другие, возможно, более очевидные стратегии включают в себя заблаговременный заказ деталей, чтобы учесть неизбежные задержки доставки. Между тем, при отсутствии деталей двигателя аренда целых двигателей может представлять собой отдельное, хотя, возможно, и более дорогостоящее решение.
Что касается того, когда отрасль увидит решение проблемы цепочки поставок, Хасс из Duncan сказал, что, по его мнению, процесс восстановления достиг седьмого иннинга игры из девяти иннингов. По его словам, в это же время в прошлом году у компании возникли проблемы с поиском тормозов для Cessna CJ4. Год спустя у него не возникает особых проблем с их поиском. «К концу года мы думаем, что вернемся к нормальной жизни», — заключил он.