Спрос на командировки за рубеж в 2023 году вырос по сравнению с прошлым годом на 87%, но оказался ниже показателей 2019 года на 54%. Такие индикаторы, как рост горизонта планирования, сокращение доли бизнес-класса и продолжительности командировок, свидетельствуют о возвращении к «нормальной» командировочной активности.
Спрос на перелеты за рубеж у представителей бизнеса из России в первые четыре месяца текущего года вырос по сравнению с прошлым годом на 87%. Однако востребованность зарубежных перелетов оказалась ниже показателей 2019 года на 54%.
Таким образом, доля перелетов за рубеж достигла 15% от общего числа авиабилетов бизнес-туристов (21% в 2019, 7% в 2021%, 11% в 2022). Об этом сообщают эксперты компании «Аэроклуб», участнике объединения Союз агентств делового туризма (САД).
В среднем доля бизнес-класса на международных маршрутах в 2023 году сократилась по отношению к 2022 году на 3% и зафиксировалась на уровне 9%, что соответствует показателям 2019 года.
О возвращении к нормальной командировочной активности свидетельствует и средняя продолжительность зарубежных командировок, которая сократилась с восьми дней в 2022 году до шести в 2023 году, вернувшись на уровень 2019 года.
Глубина бронирования авиабилетов в 2023 году стала приближаться к показателям 2019 года. Так, например, на авиабилеты, купленные за неделю до вылета и менее, в текущем году, также, как и в 2019 году, пришлась лишь треть от всех билетов (в 2021 – 41%, в 2022 – 43%).
При этом доля бизнес-туристов, которые приобрели свои авиабилеты за две недели до вылета и ранее, составила в 2023 году 49%. До пандемии в среднем 53% деловых путешественников бронировали авиабилеты заранее (39% в 2021, 37% в 2022).
Турция впервые стала лидером по востребованности у представителей бизнеса – доля авиабилетов в эту страну у деловых туристов составила 12%, а спрос на это направление вырос на 125% к прошлому году (+25% к 2019). В 2023 году у представителей бизнеса растет востребованность перелетов в Сербию.
В прошлом году это направление занимало шестую строчку, а ранее не попадало даже в топ-20. Причем по количеству приобретенных авиабилетов с начала года Белград занял первое место из всех зарубежных городов. Доля билетов в Сербию составила 11% от общего числа зарубежных перелетов деловых туристов, при этом спрос вырос на 1640% по сравнению с прошлым годом (+924% к 2019).
Казахстан, лидировавший в 2021 году, переместился на третью строчку, несмотря на рост спроса по сравнению с прошлым годом на треть (-13% к 2019). С начала 2023 года значительно возросла востребованность перелетов в Армению – по сравнению с прошлым годом спрос вырос на 214% (+98% к 2019), она поднялась с пятой на четвертую строчку.
ОАЭ, замыкавший тройку в последние два года, оказался на пятой строчке. Деловые путешественники из России стали летать в эту страну на 54% чаще, чем в 2022 году (+160% к 2019). Узбекистан также привлек на 63% больше представителей бизнеса из России, чем в прошлом году (+45% к 2019).
Китай вошел в топ-10 самых востребованных стран у представителей бизнеса из России и занял седьмую строчку, спрос на это направление практически полностью восстановился до «допандемийного» уровня (-3%).
Белоруссия (+96% к 2022) и Италия (-42% к 2022) заняли восьмое и девятое места соответственно. Востребованность Индии у представителей бизнеса из России выросла на 116% к прошлому году (-11% к 2019), и она заняла заключительно десятое место, опередив европейские страны.
По данным исследования «Аэроклуба», средняя стоимость перелета за рубеж в экономклассе сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34%, до 40 тысяч рублей за авиабилет в одну сторону. За бизнес-класс деловые путешественники в 2023 году платили в среднем 175 тысяч рублей, что на 5% дешевле, чем годом ранее.
«Аэрофлот» вновь вышел в лидеры по числу перевезенных деловых путешественников на международных маршрутах – национального перевозчика выбрало 27% бизнес-туристов. Перелеты авиакомпании Turkish Airlines выбрало 18% представителей бизнеса из России, а на рейсах Air Serbia отправилось за рубеж 9% бизнес-туристов.
Источник: АТОР