Приложения искусственного интеллекта (ИИ) вызвали ажиотаж в Интернете и среди инвесторов и обладают потенциалом для преобразования авиационной отрасли. Начиная с анализа полетных данных и заканчивая оптимизированными приложениями для планирования маршрутов и топлива, искусственный интеллект в зачаточном состоянии оказывает влияние на авиацию — по крайней мере, в плане эксплуатации. Но может ли он повысить безопасность полетов?
Чат-боты с искусственным интеллектом на естественном языке, такие как ChatGPT, согласно технологическому изданию Digital Trends, «продолжают поражать Интернет контентом, созданным искусственным интеллектом, превращаясь из нового чат-бота в часть технологии, которая ведет к следующей эре инноваций». В одной статье, посвященной неоднозначному подходу, говорится: «Ни один технический продукт в последнее время не вызывал столько интереса, споров, страха и волнения».
Впервые запущенный в качестве прототипа в ноябре 2022 года, к январю текущего года ChatGPT быстро вырос до более чем 100 миллионов пользователей. В прошлом месяце трафик вырос более чем на 54% и приближается к миллиарду уникальных пользователей каждый месяц.
ChatGPT — это чат-бот, построенный на так называемой большой языковой модели (LLM). Согласно Digital Trends, «эти нейронные сети обучаются на огромном объеме информации из Интернета для глубокого обучения — это означает, что они генерируют совершенно новые ответы, а не выдают определенные заготовленные ответы».
В то время как большинство взрослых в США слышали о ChatGPT, только 14% использовали его. Чтобы узнать больше о том, о чем вся эта шумиха, Стюарт «Кипп» Лау из AIN задал ChatGPT несколько вопросов, связанных с авиацией. Это немного иронично, но это было упражнение, призванное удовлетворить любопытство и посмотреть, будут ли ответы точными или новаторскими.
Ради интереса в ChatGPT отправлен следующий запрос: «Как мы можем повысить безопасность полетов?»
За считанные секунды бот сгенерировал аккуратный ответ с вступительным заявлением и 10-ю ключевыми мерами безопасности. Он признал, что «безопасность полетов является серьезной проблемой, и есть несколько способов ее повышения».
Из этих 10 мер безопасности было семь категорий, которые включали расширенную подготовку и обучение пилотов, обслуживающего персонала и авиадиспетчеров; усиление правил техники безопасности; внедрение передовых технологий, включая ИИ; инвестиции в исследования и разработки, включая модернизацию УВД; улучшенный обмен данными; комплексные проверки безопасности; и поощрение культуры безопасности, которая включает улучшенную отчетность и связь.
Дано краткое описание каждой меры безопасности. Большинство описаний полагалось на заезженный жаргон или модные словечки, такие как культура безопасности, обмен данными и передовой опыт. В общем, очень много мер безопасности «в белом плаще», о которых легче говорить, чем реализовать. Например, улучшенные правила безопасности часто становятся жертвой влиятельных лоббистских групп в Вашингтоне. Прекрасным примером регулирования, на которое повлияли лоббисты, являются более активные научно обоснованные правила работы и отдыха Part 117, которые применялись ко всем операторам Part 121, кроме грузовых авиакомпаний.
При внедрении передовых технологий имело место серьезная самореклама ИИ с заявкой: «Используйте автоматизацию и искусственный интеллект для улучшения процессов принятия решений, уменьшения человеческих ошибок и предоставления информации о безопасности в режиме реального времени».
Согласитесь, это области, в которых ИИ будет блистать. Недавно Notam Alliance — группа конечных пользователей нотамов, пилотов, диспетчеров, авиакомпаний и других эксплуатантов воздушных судов — провела учения по созданию «супернотамов», которые помогают решить проблемы с удобочитаемостью и удобством использования нотамов. Группа использовала ChatGPT, чтобы проверить, может ли машина понимать нотамы; результаты были многообещающими — во время этой демонстрации ИИ мог понимать нотам в более чем в 98% случаев.
Так может ли ИИ повысить безопасность полетов? Короткий ответ — да, но на этом пути будут соответствующие приложения ИИ, и он будет продолжать вызывать «интерес, споры, страх и волнение». Согласно ответу ChatGPT: «Важно отметить, что безопасность полетов — это непрерывный процесс, который требует постоянного совершенствования, бдительности и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами в авиационной отрасли».
Также важно отметить, что ИИ — это не конец человечества. Для людей с навыками критического мышления и способностью использовать предыдущий опыт для выполнения сложных задач — пилотов, специалистов по безопасности и технических писателей — будущее по-прежнему светлое.