После службы в вооружённых силах и многолетнего отдыха в статусе музейного экспоната лёгкий двухмоторный советский Ан-14 имеет все шансы снова встать на крыло. Стальная пташка прибыла на томаровский аэродром в конце июня из Риги, откуда транзитом через Смоленск её везли почти год.
Самолёт с характером
Лёгкий, надёжный, удобный, манёвренный и харизматичный. Таким вышел из‑под пера конструкторов ОКБ Антонова самолёт, который должен был заменить Ан-2. К проектированию воздушного судна приступили в начале 1950-х, и весной 1958-го первый опытный образец «Пчёлки» прошёл лётные испытания.
Ан-14 – настоящая находка для малой авиации и достойный конкурент вертолёту: для взлёта или посадки ему достаточно 100 метров грунтовки, он прост в управлении и многофункционален. Надёжность обеспечивают 2 двигателя, но борт может продолжать полёт и на одном. При этом в салоне с комфортом размещаются до 6 человек, а уровень шума сопоставим с современными реактивными лайнерами. Место у окошка тоже занимать не надо: объёмные иллюминаторы предусмотрены для каждого пассажира.
«Самолёт имеет полноценную систему пожаротушения и противообледенения. Обзор у пилота просто шикарный. То есть тут всё сделано по подобию большой авиации. Есть мощная система отопления, и зимой в салоне можно сидеть в одной рубашке. Размах крыльев – 22 метра, максимальная скорость – до 200 км/ч, до Воронежа мы можем долететь меньше чем за час. И внутри у него своя какая- то атмосфера: тут чувствуется запах советской эпохи. За все эти уникальные особенности его и называют самолётом с характером», – со знанием дела описывает «Пчёлку» президент Федерации самолётного спорта Белгородской области Влад Александров.
К серийному производству этих самолётов приступили в 1965-м, но в 1972-м его свернули. Попытка увеличить вместимость и мощность двигателей ни к чему не привела: лучшее, как известно, враг хорошего. В итоге за 7 лет построили 340 самолётов. Речь о замене Ан-2 уже не шла: сами «Пчёлки» становились исчезающим видом.
Сейчас количество Ан-14 по всему миру можно пересчитать по пальцам: их осталось всего 15, а подняться в небо, да и то в перспективе, смогут только 3.
Влад Александров
Путь к мечте
У одного из раритетных Ан-14 1969 года выпуска шанс встать на крыло всё‑ таки есть. Он появился благодаря детской мечте Влада Александрова. Долгие годы президент белгородской Федерации самолётного спорта оставался ей верен и упорно искал свою «Пчёлку». Связаться с нужными людьми Владиславу помог довольно узкий круг авиаторов, и вот в 2015 году он впервые заговорил с владельцем самолёта о продаже и получил решительный отказ. Но Влад не отступал и попутно знакомился с «Пчёлкой» поближе.
«Конкретно этот самолёт использовался военными как штабной. В салоне у него стояли 4 кресла, а посередине – столики. Борт возил генералов к местам дислокации частей. С 1990-х самолёт стал частью экспозиции музея в Риге. Налёт у него очень маленький – всего 150 часов. Для сравнения: у самолётов, которые были у меня раньше, был налёт по 4–5 тысяч часов. Так что этот Ан-14 практически новый и в очень хорошем состоянии, несмотря на то что ему 53 года», – рассказывает Влад Александров.
Прежний хозяин до последнего не хотел продавать «Пчёлку». Переговоры длились 7 лет. Но когда в Риге началась борьба с советским наследием, Виктор (так зовут прежнего владельца Ан- 4) наконец принял решение. Транспортировка самолёта из столицы Латвии в Белгород заняла целый год.
«Мы успели перевезти его из Риги в Смоленск буквально за 3 месяца до начала спецоперации. Много времени самолёт провёл на складе временного хранения. Потом пришлось долго ждать разрешения на перевозку негабаритного груза (ширина самолёта без крыльев – 6,5 метра – прим. авт.) из‑ за того, что на части дорог были ремонты, где ‑ то – узкие проезды. Так что, когда «Пчёлка» наконец приехала к нам, это был настоящий праздник!» – вспоминает Александров.
«Это просто космос!»
Сейчас специалисты проводят дефектовку и оценивают объёмы необходимой реконструкции, закупают детали. На новую жизнь «Пчёлки» собирают, что называется, всем миром. Все, кто хочет оказать финансовую помощь, могут обратиться в Федерацию самолётного спорта Белгородской области.
«Нужная сумма, конечно, неподъёмная для нас, это около 10–12 млн рублей, по предварительным подсчётам. Вы поймите: ценность этого самолёта в том, что он практически полностью в аутентичной комплектации. Отсутствует только военное оборудование, но нам оно и не нужно. Мы хотим сделать в нём двойное управление, и в таком исполнении он точно будет единственным в мире», – поясняет Влад.
То есть «Пчёлка» станет живой историей, которую можно будет не только потрогать, но и использовать по прямому назначению. В целом самолёт пригоден и для доставки десанта в указанные точки, и для транспортировки раненых, и для сообщения с отдалёнными населёнными пунктами, и для туристических полётов. У белгородских парашютистов тоже есть на него свои планы.
«Мне, как парашютисту, этот самолёт интересен тем, что с него можно прыгать очень классно и безопасно. Посмотрите сами: у него вход только сзади, прыгать и отделяться отсюда – это же новые возможности! И так интересней: вы выпрыгиваете и видите, как отлетает от вас самолёт. Представляете?! Это просто космос!» – заместитель президента Федерации самолётного спорта Белгородской области Александр Спицын не скрывает восторга.
Озвучивать сроки реконструкции пока рано: всё будет зависеть от инвесторов. А вот о планах Влад Александров готов рассказать уже сейчас.
Первый подъём в небо, конечно, будет тестовым: пилот проведёт его наедине с самолётом. Официальный старт полётов возрождённой «Пчёлки» пригласят запечатлеть журналистов региона. Скорее всего, это будет обзорный полёт по области.
Президент федерации уже замахнулся и на новый рекорд – перелёт Санкт-Петербург – Байкал протяжённостью более 10 тысяч километров:
«Я верю, что мы доведём «Пчёлку» до лётной годности. Ведь, как писал Пауло Коэльо, если ты чего‑ нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось».
Фото: Павел Колядин
Источник: