«Год назад обсуждалась тема «Когда Китай вернется?» Сейчас одна из ключевых тем – Индия на подходе. Это касается не только бизнес-авиации. У Индии есть инфраструктурные ограничения, как и у Китая. Но сейчас ей нужны самолеты», - сказал Дэвид Диксон, президент Jetcraft Asia в рамках конференции Corporate Jet Investor Asia.
Китай по-прежнему является важным рынком, куда идут поставки новых самолетов, но сильный спрос со стороны покупателей из Юго-Восточной Азии и Австралии сместил акцент. Стоит напомнить, что материковый Китай полностью открыл свои границы для туристов только в марте этого года. Более двух лет он был закрыт, но, несмотря на это, страна является одним из немногих рынков, на которых после карантина не наблюдался большой спрос на бизнес-авиацию. Отчасти это связано с тем, что во время Covid страну покинуло очень много самолетов.
«Самолеты, которые все еще находятся здесь, снова летают, и это позитивно, но мы еще не увидели того отскока, который, безусловно, мы надеялись увидеть с точки зрения транзакционной активности или возвращения самолетов в регион», - сказал Саймон Бэмбридж, коммерческий директор TAG Aviation. «Интерес есть, но мы еще не видели возобновления транзакций»
По словам докладчиков и участников конференции, парк материкового Китая сократился с более чем 300 самолетов до примерно 200. Сейчас это меньше, чем парк самолетов, базирующийся в Неваде. Он начал сокращаться еще до Covid, отчасти потому, что некоторые владельцы нервничали по поводу владения. Хотя это создало возможности для новых продуктов, таких как частичная аренда AmberNet от Amber Aviation.
«Дела по-прежнему идут хорошо. В этом нет никаких сомнений. Мы все еще растем здесь, как и большинство наших коллег. Самолеты все еще прибывают, но также их много выбывает, в частности, в Северной Азии», - сказал Даррен Бродерик, генеральный директор ACAM, крупнейшего оператора Азии. «Но рынок определенно замедляется. Ажиотаж вокруг новых покупателей после Covid закончился».
«Существует высокий спрос на чартеры как со стороны бывших владельцев, так и со стороны новых миллиардеров», - сказал Алекс Цзяо, исполнительный директор Hongkong Jet, который также подчеркнул возможности на других рынках. Сюда входит Сингапур, который привлек множество китайских богатых людей.
Нехватка самолетов, доступных для чартера, которая ощущается на большей части региона, также способствует нелегальным чартерам. Эту тему затронули многие спикеры и участники. Все согласились с тем, что регулирующим органам необходимо проводить больше перронных проверок, но в большинстве стран нет никаких признаков того, что это происходит.
В целом присутствующие операторы настроены оптимистично, но не увлекаются. Они видят возможности для роста, но никто не ожидает возвращения к золотой лихорадке начала 2010-х годов, когда китайские покупатели внезапно потребовали самолетов.
Многие эксплуатанты также приостановили эксплуатацию самолетов в ожидании запчастей. Фил Балмер, директор по техническому обслуживанию TAG Aviation в Азии, назвал это главной проблемой, от которой пострадали все эксплуатанты. Он также надеется, что ситуация постепенно улучшается, но отметил, что наблюдаются некоторые проблемы с качеством с приходом новых провайдеров.
«Китай будет возвращаться медленно, как более рациональный рынок – и поставки идут», – говорит Диксон. «Существует высокий спрос в Юго-Восточной Азии, включая Индонезию. Но сейчас Индия — восходящая звезда».