Когда в июне экоактивисты ворвались в немецкий аэропорт Зильт и облили Cessna Citation Mustang оранжевой краской, ущерб, оцениваемый в более чем $1 млн, был настолько значительным, что страховая компания признала самолет не подлежащим восстановлению. Руководители страховых компаний, беседовавшие с AIN на условиях анонимности, говорят, что отрасль все еще пытается оценить, как волна нападений самопровозглашенных эковоинов повлияет на способ предоставления страхового покрытия и сколько это будет стоить.
Эти нападения поднимают вопросы о том, кто несет ответственность, и этот вопрос, возможно, придется решать путем подачи гражданских исков как против правонарушителей, так и, возможно, против поставщиков услуг, таких как эксплуатанты воздушных судов и FBO. «Я не ожидаю, что владельцы частных самолетов будут судиться с защитниками окружающей среды», - прокомментировал один из руководителей ведущего лондонского страхового брокера. «Миллиардеры, преследующие безработных «зеленых» протестующих, — это выглядит некрасиво».
Помимо политических аспектов этой ситуации, эти случаи ставят важные вопросы – и не только о страховании каско воздушных судов. Существуют также соображения относительно профессиональной ответственности компаний и частных лиц в секторе деловой авиации.
«Некоторые люди не до конца осознают свою уязвимость и думают, что все покрывается полисом самого самолета», - сказала Мелани Даглиш, старший авиационный андеррайтер Международного клуба транспортных посредников (ITIC). Она советует клиентам тщательно учитывать риски, которые могут быть исключены из страхования каско, например, имеют ли пилоты достаточную квалификацию для полета, что может повлиять на менеджеров летных экипажей или тех, кто отвечает за все аспекты полетов. ITIC — это некоммерческая организация, которая специализируется на страховании профессиональной ответственности и защите от убытков, понесенных из-за халатности, ошибок или упущений.
По словам Даглиш, особую озабоченность вызывают незаконные или так называемые «серые» чартерные рейсы, примером чему служат последствия катастрофы, в которой погиб футболист Эмилиано Сала в январе 2019 года. Прошло почти два года с тех пор, как Дэвид Хендерсон был признан виновным в создании угрозы безопасности воздушного судна за свою роль в организации перелета из Франции в Уэльс на незаконно зафрахтованном самолете Piper Malibu.
ITIC выразила обеспокоенность тем, что чартерные брокеры могут быть обвинены в преднамеренной или небрежной организации незаконных или «серых» чартеров. Организация предупредила, что другие стороны, в том числе компании по управлению воздушными судами, реестры воздушных судов, инспекторы и даже регулирующие органы, могут столкнуться с судебными разбирательствами об ответственности.
«Дело Эмилиано Сала привлекло к этому внимание, и проблема с точки зрения чартерного брокера заключается в том, что не всегда всё черно-белое», - сказала Даглиш. «Есть более тонкие моменты с точки зрения ответственности, которые могут иметь большое значение и привести к отказу в страховом покрытии в случае, если будет установлено, что операция является незаконной. Вам необходимо обдумать, какова ваша роль, и быть в состоянии продемонстрировать, что вы проверили всё, например, AOC, сертификаты летной годности и так далее».
Способы развития бизнес-моделей чартерных перевозок на частных самолетах усложняют оценку ответственности с точки зрения страхования. Признавая рост джет-шеринга, приложений для бронирования и совместного использования рейсов, Даглиш сказала изданию AIN, что такие механизмы «заставляют некоторых страховщиков несколько содрогнуться, потому что они могут показаться довольно непрозрачными».
Страхование профессиональной ответственности может обеспечить важную защиту и поддержку для компаний и частных лиц, включая выплаты по таким вещам, как судебные издержки. Но, по мнению Даглиш и ее коллег, это не заменит комплексной проверки всех аспектов операции. «То, что содержится в контракте, очень важно, поскольку в нем точно указаны обязательства», - посоветовала она, а также указала на ценность обучения, подобного тому, которое предоставляет брокерам Ассоциация воздушных чартеров, и проверок самолетов и эксплуатантов, проводимых такими специалистами, как Wyvern и Argus.