Авиакатастрофа бизнес-джета Falcon 10 в Афганистане и почему следователям будет очень тяжело

Российский бизнес-джет Falcon 10 с бортовым номером RA-09011 потерпел крушение в Афганистане, что случилось из-за отказа обоих двигателей с интервалом в минуту. Борт летел в Москву, на борту находились шесть человек (2 пилота, 2 медика и 2 лица, которых перевозили).

Никакой «пляски на костях»- каждая смерть это имиджевый удар по гражданской авиации, которой я служу уже достаточно много лет. При катастрофе бизнес-джета погибли 2 человека, статус которых не определен. Не определен из-за конкретной такой прорехи в законодательстве РФ. Это и не пассажиры поскольку нет билетов, это и не груз поскольку люди были живы на момент посадки на борт. Подробнее о «больных» на борту воздушного судна я писал вот в этой статье

И в каком ракурсе расследовать авиакатастрофу? Кому и что предъявлять, чтобы дело не рассыпалось в суде? Следователям Западного межрегионального СУ на транспорте СКР можно просто посочувствовать.

Напомню, что в соответствии с частью 3 статьи 21 Воздушного кодека РФ гражданская авиация страны подразделяется на выполняющую коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы и любительскую авиацию общего назначения. Почему любительскую? Потому, что в АОНе нет права взымать плату за полеты, что прямо следует из части 1 статьи 61 того же Воздушного кодекса РФ.

Предполагается, что АОН – это для себя любимого, для полетов в удовольствие. В ней всё проще - и получение пилотского, и требования к состоянию здоровья, и к воздушным судам. Требования ощутимо либеральнее.

Беды начинаются, когда любители начинают искать возможность заработка на своих самолетиках или вертолетах. Авиация - дело затратное, и начинается экономия на всем - от тренировок до закупки топлива.

Безусловно, будем ждать результатов официального расследования Межгосударственного авиационного комитета, но смею предположить, что пилоты «афганского» бизнес-джета, заправились в Индии, где топливо дорогое, залились по минимуму, не учли «ветерок» и топливо, могло просто закончится. Если это так, то для человека, причисляющего себя к гордому званию пилота гражданской авиации – это долбанный стыд! Не буду проводить аналогию с пшеничным полем, когда КВС в уме за 10 секунд не смог прикинуть потребный запас топлива в конфигурации самолета – это тоже долбанный стыд.

Возвращаясь к теме следствия по открытому уголовному делу - ввиду несовершенства законодательства для органов дознания перспективы очень и очень туманны. И, надо понимать, что рядовые следователи всяко не сильны в нюансах воздушного законодательства РФ, поэтому, вангую, что дело в суде развалится.

Кто заплатил за смертельную авиаперевозку?

Семья Евсюковых (мужчина и женщина, которые погибли при крушении), попала на борт благодаря компании «Сбербанк страхование». Из-за болезни Анны они заявили о страховом случае. Компания привлекла ООО «Мобильная медицина», а те, в свою очередь, перевозчика — ООО «Атлетик групп» - сообщает портал MSK1.ru

Основные вопросы к страховой компании - как ООО СК «Сбербанк страхование» могла подрядить ООО «Мобильная медицина», если у последней нет сертификата эксплуатанта ФАП-494 на выполнение полетов с целью оказания медпомощи?

Неужели работники ООО СК «Сбербанк страхование» не знают о том, что сертификат эксплуатанта - обязательное условие для выполнения авиационных работ, а согласно ст.115 Воздушного кодекса РФ договор (контракт) на выполнение таких авиаработ заключается ТОЛЬКО с эксплуатантом?

Второстепенные вопросы к ООО «Мобильная медицина» и ООО «Атлетик групп» - Воздушный кодекс РФ читали, коль больных возишь самолетами, так еще за рубежом? Нет, не слышали? А сколько еще заявок на подобные санитарные рейсы вы уже выполнили или собираетесь выполнить? Ни у кого из перечисленных юрлиц нет сертификатов эксплуатанта ни на коммерческие воздушные перевозки, ни на авиационные работы.

Как вообще получилось, что больных повезли бортом любительской авиации? По аналогии можно внести предложение и для Службы скорой медпомощи - больных возить по карте Тройка. Ну, не запрещено же!

Вообще тема заказа авиационной перевозки или авиаработ в России, в том числе за бюджетный счет, тема отдельного разговора, к которому обязательно вернемся. Там сейчас такая битва идет...

Источник: Штурвалом по закону