CJI London 2024: об Индии, SAF, киберугрозах и соцсетях

«Индия — это новый Китай», - сказал Дэвид Диксон, президент Jetcraft Asia, выступая на второй день CJI London 2024. «У Индии те же проблемы, что и у Китая – отсутствие инфраструктуры и законодательства, – но у нее также есть желание покупать самолеты», - сказал Диксон делегатам. Таким образом, хотя в стране не хватает аэропортов для поддержки деловой авиации, «за Индией нужно следить». По его словам, потенциал также продемонстрировали другие страны Юго-Восточной Азии, такие как Индонезия и Австралия.

Action Aviation из Дубая также положительно оценила перспективы роста в Индии. «В Индии совершается множество сделок с самолетами», - сказал генеральный директор компании Марк Батлер. «И это крупные самолеты – BBJ и Global. Именно на этом мы сосредоточимся в 2024 году». Кроме того, многие владельцы с субконтинента предпочитают базировать свои самолеты в Дубае, добавил он.

Менялись не только покупательские привычки в Азии. Выступавшие сообщили о значительном переходе власти в переговорах о подержанных самолетах от продавцов к покупателям. Продавцам приходится осваивать новые «танцевальные па», чтобы угодить все более разборчивым покупателям, сказал Мэтт Розанваллон, директор по продажам и приобретениям Freestream Aircraft. «Продавцам нужно будет снова танцевать [с потенциальными покупателями], обхаживать их и быть более гибкими», - сказал Розанваллон. В прошлом году «чувство нормализации» вернулось на рынок после «сумасшедших максимумов» 2022 года.

Продавцам следует переосмыслить значительное движение в сторону снижения цен, посоветовал Джон Одегард, управляющий партнер 5×5 Trading, ранее занимавшийся продажами самолетов. «Будьте реалистичнее не только в отношении стоимости, но и в отношении того, как вы становитесь хорошим продавцом», - призвал он продавцов. «Убедитесь, что ваши самолеты и статус обслуживания соответствуют требованиям, чтобы сделать их более привлекательными на рынке». По его словам, самым большим сюрпризом в торговле подержанными самолетами в прошлом году было то, что неожиданностей не было. «Люди вступили в 2023 год со сдержанным оптимизмом, но ожидали, что что-то произойдет – и этого на самом деле не произошло». Бизнес оставался сильным в прошлом году и тренд продолжился в этом году. «Рынок HNWI остается устойчивым. Наблюдается значительный приток покупателей-новичков, которые использовали, например, Wheels Up и сейчас начали приобретать самолеты целиком».

Многие другие выступавшие подтвердили смещение баланса сил от продавцов к покупателям. Зиппора Мармор, вице-президент ACASS по операциям с самолетами, отметила: «Сейчас мы снова ориентируемся на рынок покупателей».  Но более низкие цены на подержанные самолеты понравились всем. По данным Action Aviation, это сложная задача для новых покупателей, желающих модернизировать свои самолеты.

Отвергая опасения, что выборы в США в этом году могут отпугнуть покупателей, Дон Дуайер, управляющий партнер Guardian Jet, сообщил, что это не повлияло, например, на продажи подержанных самолетов в 2016 и 2020 годах. «Я просто не вижу ничего, что могло бы замедлить движение», - добавил он. Но, по словам некоторых выступавших, растущие цены на новые самолеты и авиационные запчасти начали испытывать терпение покупателей. «Владельцам это немного надоело», - предупредил Даррен Бродерик, генеральный директор Asian Corporate Aviation Management (ACAM). «До, во время и после Covid мы наблюдали резкое повышение цен – особенно цен производителей», - сказал он. «И все видели рост цен на топливо. Особенно раздражала продажа, например, лобовых стекол по цене, в пять или шесть раз превышающей первоначальную цену производителей».

По оценкам JSSI, цены выросли на 3-5% перед Covid, но подскочили на 9-16% после пандемии. «Владельцы приходят с бюджетом, и им нужен прогноз», - сказал Фабрис Роже, старший вице-президент JSSI по развитию бизнеса в регионе EMEA и APAC. «Они готовы заплатить правильную цену, но не хотят, чтобы их обманули».

Придерживаясь топливной политики, интенсификация производства экологически чистого авиационного топлива (SAF) при одновременной диверсификации сырья помогла бы увеличить его доступность и снизить затраты, сказал Жуан Мартин из Jet Aviation. По словам Нэнси Бсалес из 4AIR, частично проблема заключалась в нехватке капитала. «Нам необходимо вложить капитал в отрасль SAF, чтобы можно было построить эти объекты», - сказала она. Все согласились с тем, что SAF поможет авиации достичь ключевой цели – нулевых выбросов углекислого газа к 2050 году.

Но не все SAF были созданы равными, утверждает Мэтт Финч, менеджер по политике в области транспорта и окружающей среды в Великобритании. «Не все SAF хороши, особенно если они сделаны из американской кукурузы», – сказал он. «В Европе этот тип SAF запрещен». Определение разницы между хорошим SAF и плохим SAF зависело от ответа на простой вопрос: что является основным сырьем? Хороший SAF может обеспечить 100% сокращение выбросов углекислого газа, в то время как плохой SAF может обеспечить только 10% сокращение.

Было важно, чтобы бизнес-авиация подтвердила, что использует хороший SAF, чтобы предотвратить критику в отношении ее экологических показателей. Финч предупредил отрасль: «Существуют плохие SAF, и журналисты проведут расследование и привлекут к ответственности из-за плохого сырья». Но его определение плохого SAF было оспорено Нэнси Бсалес из 4AIR.

Несмотря на растущие цены, Дон Спитх, президент VanGas Aviation Analytics, подчеркнул ценность, которую владельцы, особенно корпоративные владельцы нескольких самолетов, продолжают находить в бизнес-авиации. Корпоративные летные отделы проделали отличную работу, сказал он. «Мне ясно, что руководство уровня С ожидает, что директор по авиации будет руководить своим летным отделом с таким же усердием, как и любой другой бизнес-лидер, который им подчиняется».

Риск кибератак как на транзакции, так и на операции с воздушными судами растет, предупредило Федеральное бюро расследований США (ФБР). Глобальные убытки только от мошенничества с электронными платежами в 2022 году составили $10 млрд. Авиация оставалась уязвимой для мошенничества при продаже самолетов и атак программ-вымогателей на предметы первой необходимости, такие как бортовые журналы. Но заблаговременное уведомление властей о правонарушении давало некоторую возможность возместить убытки.

В то время как чартерная активность в прошлом году снизилась, ARGUS International прогнозировала большую стабильность. «Отрасль нашла для себя новую основу, и мы не думаем, что она будет сокращаться в дальнейшем», - сказал президент компании Майк Маккриди.

Клиенты, недавно потерянные из-за чартера бизнес-джетов, еще могут вернуться, сказала Джули Блэк, менеджер Executive Aviation, Hunt & Palmer. «После Covid у отрасли появилась огромная возможность показать, на что она способна», - сказала она. «Клиенты, которые были потеряны по финансовым причинам, теперь почувствовали вкус бизнес-авиации и, возможно, не потеряны навсегда».

Впервые выступая на конференции CJI, Хольгер Крамер, новый генеральный секретарь Европейской ассоциации бизнес-авиации, призвал бизнес-авиацию донести оптимистичный сигнал правительствам и политикам о ее вкладе в экономический рост и развитие общества. «Будьте оптимистичны, будьте практичны и не замалчивайте свой авиационный бизнес. Не скрывайте свой бизнес», - посоветовал он делегатам.

Крамер хочет, чтобы EBAA сосредоточилась на лоббировании, чтобы помочь людям понять ключевой вклад деловой авиации. Компании бизнес-авиации также могли бы сыграть ключевую роль в распространении маркетинговых сообщений, которые отказываются от клише сектора в пользе содержания, которое действительно отражает природу и значительный вклад отрасли, добавил он.

По словам спикеров конференции, мощным способом распространения этих сообщений – и завоевания нового бизнеса – является использование платформ социальных сетей, таких как TikTok, LinkedIn, Instagram и YouTube.

Стив Варсано, основатель Jet Business, каждую неделю посвящает три часа публикациям в социальных сетях, часто на TikTok или YouTube. (Один видеопост собрал 37 миллионов просмотров). В целом, он приписывает «несколько сделок» лидам, полученным из социальных сетей.

Джордж Галанопулос из Luxaviation публикует посты в Instagram несколько раз в неделю и считает, что это дает ключ к открытию новой и более молодой аудитории. «Привлечение новых людей в нашу отрасль очень важно, и социальные сети действительно делают это», - сказал он.

CJI London 2024 проходила с 5 по 7 февраля в лондонском отеле Hilton на Парк-Лейн.