На прошлой неделе в Сан-Паулу состоялась первая конференция Corporate Jet Investor & Helicopter Investor Latin America. На данный момент в латиноамериканской бизнес-авиации дела обстоят довольно неплохо.
Около 63% из более чем 300 делегатов с большим оптимизмом смотрели на рынок в ближайшие 12 месяцев. Все остальные были настроены довольно оптимистично. В CJI London в прошлом месяце 18% были настроены довольно оптимистично, 70% - очень оптимистично и 12% - пессимистично.
Темпы роста авиапарка подтверждают это. По данным ABAG, бразильской ассоциации деловой авиации, на конец 2023 года в бразильском авиапарке насчитывался 841 бизнес-джет – на 61 больше, чем в 2022 году. «Бразилия продолжит поддерживать этот ритм закупок, мы находимся в секторе со стабильным ростом», - сказал Флавио Пирес, генеральный директор ABAG.
«Экономика страны развивается за пределами традиционных центров», - сказал Рожерио Андраде, генеральный директор первой бразильской компании Avantto. «Агробизнес важен для всей страны, но часто он осуществляется в районах, недостаточно обслуживаемых традиционными авиакомпаниями». Avantto только что получила поставку своего первого турбовинтового самолета Epic E1000GX для удовлетворения этого спроса. В прошлом году компания заказала 32 самолета.
Делегаты и докладчики с оптимизмом смотрели на такие ключевые рынки, как Уругвай, Аргентина и Колумбия. «Возможности есть везде, нам просто нужно их искать», - сказал Хосе Эдуардо Брандао, генеральный директор SYNERJET, которая работает более чем в 20 странах Латинской Америки. Брандао стремится сотрудничать с финансистами для заключения сделок за пределами Бразилии. Бразильские покупатели самолетов могут выбирать между сильными местными банками и международными кредиторами, включая частные банки.
Рынок деловой авиации Бразилии является зрелым и сплоченным. TAM и Lider были основаны более 60 лет назад, и многие участники работали в этих компаниях или Embraer. Некоторые работали во всех трех. Переход от одного конкурента к другому обычно происходит в течение нескольких лет.
Вам понадобится этот опыт – от брокеров, юристов и торговых домов (которые занимаются импортом) – при работе над транзакциями. Импортировать самолеты в страну непросто. После того, как они были ввезены, самолеты, как правило, остаются. По данным ABAG, в 2023 году в страну было ввезено около 657 деловых воздушных судов (включая вертолеты, турбовинтовые и поршневые самолеты), но осталось только 23.
Хотя все правы, когда с оптимизмом смотрят на рынок, но действительно нужны опытные консультанты. Как предупреждает Филипе Фигейредо, коммерческий директор Timbro, одного из ведущих торговых домов, «Ведение бизнеса в Бразилии не для любителей».