В последние годы в Башкирии значительно возросла интенсивность использования малой авиации. По федеральному проекту республика получила два современных медицинских вертолета «Ансат», на средства регионального бюджета был закуплен выпущенный в Кумертау пожарно-спасательный вертолет Ка-32. Только в 2023 году экстренную помощь благодаря санавиации получили свыше 1200 взрослых и более 600 детей, спасательный вертолет сделал сотни вылетов на поиск пропавших людей, патрулирование территорий и тушение пожаров. Значительно возросла интенсивность полетов частного авиапарка, которой сегодня насчитывает в Башкирии уже порядка 40 различных бортов.
Одной из главных проблем на пути развития малой авиации стало наличие обустроенных посадочных площадок, где воздушные суда могут принять или высадить пассажиров и, главное, произвести заправку сертифицированным авиатопливом. Площадь Башкирии равняется 143 тысячам квадратных километров, протяженность с севера на юг составляет 550, а запада на восток – 430 километров. На этой территории расположено 38 зарегистрированных и временных посадочных площадок, но далеко не на всех есть возможность заправки.
По информации минтранса Башкирии, на территории нашего региона, кроме Уфы, есть 6 используемых вертодромов и аэродромов, не считая находящегося в Абзелиловском районе аэропорта города Магнитогорск. Эти объекты расположены в Сибае, Нефтекамске, Кумертау, Белорецке и селе Новоабзаково. Однако по факту соответствующую летную сертификацию имеют только аэропорт «Уфа» и частный аэродром «Первушино».
«Одна из проблем малых аэродромов и посадочных площадок – прилегающая жилая застройка, - говорит начальник Приволжского МТУ Росавиации Людмила Пименова. – Если большие аэропорты имеют специальные зоны, где запрещено жилое строительство, то у малых площадок таких запретов нет. В этой связи очень важно на местах определиться с перспективами использования малых взлетных полос и регламентировать вопросы жилого строительства. При условии сохранения посадочных площадок, сертифицировать и развивать малые аэропорты, в случае появления такой необходимости, будет намного проще».
Как показывает мировой опыт, во многих странах развитие малым аэропортам и посадочным площадкам действительно дает частная авиация. Ее многочисленные самолеты и вертолеты используются не только для личных полетов, но и выполняют различные авиароботы и патрулирование, развивают туризм. Не случайно, в коммерческой «большой» авиации Росси летает 1,5 тысячи бортов, а в некоммерческой малой – 10 тысяч.
В последние годы этот сектор активно развивается и в Башкирии. В Уфе на базе аэродрома «Забельский» создан хелипорт для частных вертолетов, а в Кушнаренковском районе активно развивается аэродром «Первушино». В нем уже базируется 32 частных борта, при том что в 2011 году было только 3. Общая емкость авиационных стоянок «Первушино» рассчитана более чем на 100 малых воздушных судов.
Источник: Кумертауское Время