На прошлой неделе стало известно, что украинское правительство начало переговоры с EASA и FAA о возможном открытии своего воздушного пространства для международного воздушного движения, что вызвало вопросы в отрасли относительно того, как при этом можно достичь безопасности, пока продолжаются интенсивные бои на востоке и юге Украины.
Вице-премьер Украины Александр Кубраков сообщил СМИ, что, хотя сроки восстановления гражданских рейсов не могут быть подтверждены, правительство «передало регулирующим органам свое видение того, как рынок будет работать в условиях военного положения, его оценки рисков, подходы и алгоритмы».
Украинские официальные лица провели переговоры с Управлением гражданской авиации Израиля, пытаясь получить рекомендации относительно того, как можно открыть воздушное пространство во время продолжающегося конфликта. Публичного подтверждения относительно того, какие из аэропортов страны могут быть вновь открыты, не поступало, но Кубраков указал, что несколько украинских авиакомпаний, а также европейские перевозчики, такие как Ryanair, выразили заинтересованность в возобновлении регулярных рейсов.
Эксперт по авиационной безопасности Эрик Шаутен из компании по управлению рисками и разведке Dyami призвал проявлять осторожность при планировании открытия воздушного пространства Украины. Однако он сказал изданию AIN, что любое возобновление полетов потенциально может начаться с операций грузовой и деловой авиации, а не с регулярных пассажирских авиаперевозок.
По словам Dyami, наиболее вероятными аэропортами, из которых можно начать любое возобновление воздушного движения, были бы киевский международный аэропорт Борисполь и львовский имени Даниила Галицкого. Хотя оба аэропорта находятся на некотором расстоянии от основного восточного фронта конфликта, европейская компания указала, что оба аэропорта по-прежнему сталкиваются со значительными опасностями со стороны российских угроз. Преимущество Львова в том, что он находится очень близко к западной границе Украины с союзной Польшей, в то время как у Киева более мощные системы противовоздушной обороны.
По словам Шаутена, очевидный план Украины по открытию воздушного пространства по израильской модели имеет серьезные недостатки. Он отметил, что российские войска обладают гораздо более мощным наступательным потенциалом, чем ХАМАС, и что Силы обороны Израиля обладают гораздо большим опытом эксплуатации сложных систем противовоздушной обороны, таких как «Железный купол», а также наладили процессы работы с гражданской авиацией. По его мнению, перед любым возобновлением полетов необходимо будет провести значительную подготовку.
Шаутен призвал операторов, которые, возможно, рассматривают планы полетов в Украину или над ней, провести тщательную оценку рисков после заключения договоренностей со страховыми компаниями. «У многих компаний нет надлежащего отдела по управлению рисками, и удивительно, что они не желают делать эти инвестиции, учитывая все угрозы в мире», - заключил он.
Представитель Universal Weather & Aviation сообщил AIN, что группа планирования и поддержки полетов не получала никаких официальных уведомлений о шагах по открытию воздушного пространства Украины. Он сказал, что компания не ожидает облегчения полетов здесь в обозримом будущем, поскольку страна по-прежнему является зоной активных боевых действий, даже если авиасообщение возобновится. «Скорее всего, мы продолжим относиться к региону так же, как мы относимся к Ираку/Ирану – просто слишком опасно», - сказал он.