Мировой офшорный вертолетный парк обновится, но его размер в основном останется неизменным в течение следующего десятилетия. К такому мнению пришли провайдеры и аналитики во время недавнего вебинара, организованного консалтинговой компанией Cirium Ascend.
Ведущий аналитик Cirium Сара Дхаривал предсказала, что 90% из прогнозируемых 400 новых поставок для оффшорного сектора в течение следующих 10 лет будут являться заменой существующих вертолетов, и что в течение этого периода совокупный годовой темп роста в секторе составит очень скромные 0,3%.
По ее словам, лизинговые компании по-прежнему будут контролировать примерно 30% рынка, и даже незначительный рост будет обеспечиваться за счет развивающихся рынков и морской ветроэнергетики. Дхаривал добавила, что поставки будут осуществляться в основном за счет новейших вертолетов с большей дальностью полета и полезной нагрузкой.
Аналитик предполагает, что на это влияют несколько факторов, в том числе снижение количества вертолетов на одну действующую морскую буровую установку с 1,1 в 2016 году до 0,8 на сегодняшний день, общее сокращение офшорного парка на 25% по сравнению с максимумом в 2014 году, продолжающееся сокращение использования однодвигательных и легких двухдвигательных вертолетов для прибрежных работ, переориентация производства со средних буровых установок на более крупные и переход отрасли на более автоматизированные буровые установки, требующие меньшего количества бригад.
Дхаривал сказала, что несмотря на нынешний бум отрасль продолжает восстанавливаться после консолидации и реструктуризации 2015 года, вызванных избытком производственных мощностей, но в настоящее время рынок стабилизировался.
Стареющий парк Sikorsky S-92A и отсутствие достойной альтернативы в классе тяжелых двухдвигательных вертолетов будут стимулировать спрос на суперсредние модели, в том числе на Bell 525, который аналитик охарактеризовала как новый класс между суперсредними и тяжелыми. Дхаривал предсказала, что к 2032 году на средние и суперсредние вертолеты, вместе взятые, будет приходиться 50% всех поставок новых вертолетов для морских перевозок.
Бразилия была одним из развивающихся рынков, упомянутых в отчете, где экономический спад ударил особенно сильно. По словам генерального директора Lider Aviacão Джунии Хермонт, в 2014 году государственная нефтяная компания Petrobras заключила контракт на поставку 127 вертолетов. Но экономический спад и связанный с ним политический скандал в Бразилии сократили это число до 56 машин. Lider является ведущим провайдером вертолетов для Petrobras. Парк вертолетов, обслуживающих Petrobras, впоследствии увеличился до 78, и позднее в этом году будут объявлены новые тендеры на обслуживание, начиная с 2026 и 2027 годов. Хермонт отметила, что Petrobras планирует инвестировать $102 млрд в дополнительную разведку и добычу на шельфе в период с 2024 по 2028 год и, вероятно, добавит еще 15 вертолетов по контракту в ближайшие несколько лет. Дополнительные инвестиции являются частью заявленной цели Petrobras – войти в пятерку крупнейших мировых производителей нефти к 2030 году.
Но, по словам Саманты Вилленбахер, вице-президента Bristow Group по работе с ключевыми клиентами, несмотря на недавние достижения в области прогнозной аналитики, правильный выбор размера офшорного флота остается чем-то вроде «черной магии». «Спрос на основные виды нефти довольно сложно предсказать», - сказала она. Однако добавила, что отраслевая информация, предоставляемая рядом организаций, показывает ожидаемый рост числа окончательных инвестиционных решений.
Компания Bristow также постоянно следит за прогнозами клиентов, что побудило ее заказать 10 новых моделей Leonardo AW189 в феврале, «учитывая то, что мы видим, – это наши потребности в поставках в промежуточный период». Вилленбахер также отметила, что установление производственных лимитов является фактором увеличения инвестиций в отрасль.
«Сокращение добычи ОПЕК приведет к сокращению поставок нефти и поможет удержать цены на нефть на таком уровне, при котором клиенты и мы захотим продолжать инвестировать в новые вертолеты». Вилленбахер сказала, что рынок оффшорной ветроэнергетики по-прежнему подвержен значительной энтропии и что вертолеты, обслуживающие офшорные перевозки и ветроэнергетику, как правило, не взаимозаменяемы. «Вы не можете просто переключить оффшорную технику и начать обслуживать ветряные электростанции», - сказала она. «Для этого нужна совсем другая технология».
Джуния Хермонт подчеркнула, что многолетние сроки поставки новых вертолетов требуют заключения долгосрочных контрактов сроком от семи до 10 лет. Она добавила, что новые критерии передового опыта в области вертолетостроения, изложенные в отчете Международной ассоциации производителей нефти и газа № 690, являются огромным вызовом для роста, который мы увидим на рынке. По ее словам, сохраняющаяся потребность в наборе и обучении пилотов и технического персонала остается потенциальным препятствием для роста.