EASA рассматривает в обновленном концептуальном документе внедрение искусственного интеллекта

Агентство авиационной безопасности Европейского Союза (EASA) недавно опубликовало второй выпуск своего концептуального документа по искусственному интеллекту. Примечательно, что в нем представлены основополагающие концепции, которые, по мнению EASA, «имеют решающее значение для безопасной и надежной разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в авиации».

Хотя концепции, рассмотренные в документе, направлены на продвижение в авиации приложений искусственного интеллекта (ИИ), EASA хочет гарантировать, что в этих разработках продолжат участвовать люди. В документе EASA уточняет рекомендации для приложений ИИ Уровня 1 и предоставляет рекомендации для систем на базе ИИ Уровня 2.

Приложения ИИ Уровня 1 «расширяют человеческие возможности» и углубляют «исследования обеспечения качества обучения, объяснимости ИИ и оценки, основанной на этике», пояснили в EASA. «ИИ Уровня 2 представляет революционную концепцию взаимодействия человека и ИИ, создавая основу для систем ИИ, которые автоматически принимают решения под контролем человека».

EASA выпустило концептуальный документ, чтобы помочь тем, кто подает заявку на сертификацию приложений, связанных с безопасностью или окружающей средой, которые будут использовать технологии искусственного интеллекта или машинного обучения, в областях, охватываемых Базовым регламентом EASA. EASA опубликовало свою дорожную карту искусственного интеллекта 2.0 в мае прошлого года, и это живой документ, который регулярно обновляется по мере продолжения разработки ИИ, «посредством дискуссий и обмена мнениями, а также практической работы по развитию ИИ, которой агентство уже занимается».

Некоторые варианты использования в авиации, которые EASA рассматривает в концептуальном документе, включают систему помощи при визуальной посадке, предложений по радиообмену и частотам, автоматическое руление на основе компьютерного зрения и сбора данных.

Компания Daedalean работает над системой визуальной посадки (VLS) на базе искусственного интеллекта Уровня 1A, которая состоит из камеры высокого разрешения, смотрящей вперед по курсу самолета. «VLS обеспечивает управление посадкой самолетов Part 91 на взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием в дневных визуальных метеорологических условиях (VMC)», - говорится в концептуальном документе.

Эта система может распознавать и отслеживать взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием, которые могут быть выбраны пилотом или посредством предварительной настройки в плане полета. Имитируя ILS, «VLS обеспечивает положение самолета в системе координат взлетно-посадочной полосы, а также горизонтальные и вертикальные отклонения от настроенной глиссады». Она также предоставляет флажки неопределенности и достоверности.

Приложение Уровня 1B будет использовать распознавание голоса для распознавания радиовызова авиадиспетчера, а затем предлагать изменение частоты летному экипажу. «Ожидается, что приложение снизит рабочую нагрузку или поможет пилоту подтвердить правильное понимание радиочастоты в условиях плохого качества звука», - говорится в сообщении.

Разработки в сфере Уровня 2 включают системы автоматического руления на основе компьютерного зрения, которые могут обнаруживать наземные препятствия и избегать их. На самом высоком Уровне — 2B — обсуждается взаимодействие пилота и ИИ для решения проблем.

Примером системы уровня 2B является виртуальный второй пилот Proxima, который может облегчить выполнение операций с одним пилотом. Proxima использует авиационные системы и дисплеи для настройки поддержки пилота, а также может отслеживать психическое и физическое состояние пилота, определять рабочую нагрузку пилота и — путем мониторинга связи пилота и обмена сообщениями по каналам передачи данных — отслеживать «положение самолета, чтобы обеспечить соответствующее управление траекторией полета и вмешиваться в случае необходимости».

Она также может автоматически конфигурировать самолет, например, выпустив шасси; контролировать навигацию и связь; а также выявлять и управлять сценариями сбоев.

Согласно концептуальному документу, «там, где это практически возможно, в документе определяются ожидаемые средства обеспечения соответствия и инструктивный материал, который может быть использован для достижения этих целей».