Министерство торговли США оштрафовало турецкого чартерного оператора Sapphire Havacilik San Ltd. на $285000 за выполнение двух рейсов в Россию на самолете Gulfstream американского производства.
Мэтью С. Аксельрод из Бюро промышленности и безопасности Министерства юстиции (BIS) традиционно брызжет слюной: «Мы не позволим российским олигархам – или любому российскому гражданину, если уж на то пошло, – зафрахтовать роскошные самолеты в Россию».
Помощник госсекретаря по контролю за экспортом добавил: «Не имеет значения, использует ли гражданин России другой паспорт, например, кипрский, как это было в данном случае. Пусть это послужит уроком чартерным брокерам и операторам по всему миру: если вы будете способствовать таким поездкам в нарушение наших правил, вы можете дорого заплатить».
Базирующаяся в Анкаре (Турция) компания Sapphire выполнила два частных чартерных рейса с российскими гражданами на Gulfstream IV. Согласно данным, Sapphire использовала этот самолет в октябре 2023 года для перевозки двух граждан России из Стамбула в Тюмень. В январе 2024 года компания использовала тот же самолет для перевозки одного гражданина с двойным гражданством России и Кипра с Мальдивских островов в Москву.
BIS также приостановил действие экспортных привилегий Sapphire в США на два года. Они будут восстановлены при условии, что компания выполнит условия соглашения с департаментом и выплатит гражданско-правовую неустойку до 29 августа 2025 года.
Помимо чартера бизнес-джетов, Sapphire также предлагает услуги санитарной авиации и вертолетных чартеров.
Как отмечают эксперты, суть недавних действий правоохранительных органов заключается в том, что за нарушение санкций США, связанных с полетами в Россию, предусмотрены серьезные наказания. Однако такие незаконные полеты очень распространены, и многие операторы просто игнорируют санкции США или не знают о них.
Правоприменение является скорее исключением, чем нормой. У правительства США, скорее всего, нет ресурсов, чтобы поймать всех.
«Я подчеркну, что применение санкций резко возросло благодаря более активному выявлению преступлений, помощи со стороны поставщиков услуг, производителей и общественности. Я получаю постоянный поток звонков от потенциальных клиентов, обращающихся за помощью в связи с отказом производителя в обслуживании, или от сторон, участвующих в сделке, в рамках которой самолет был доставлен в Россию в нарушение санкций США», - комментирует аналитик из Vedder Price Дэвид М. Эрнандес.
Также важно отметить, что американские депозитарии интересуются, эксплуатировались ли воздушные суда в России, поскольку депозитарии не имеют желания иметь дело с воздушными судами, на которые распространяются санкции.
Эксперт считает, что США значительно наращивают свои усилия и ресурсы для выявления и судебного преследования нарушителей санкций.
«Принудительные меры будут продолжаться из-за жадности. Деньги значительны, и отчаявшиеся операторы будут совершать рискованные поступки ради денег. Люди не думают, что их поймают, а потом уже слишком поздно».