Судья Ростовского арбитража Анна Парамонова отказала в иске конкурсному управляющему ООО «Авиакомпания «Скол» Алексею Белокопыту к АО «Роствертол» – о взыскании 321,8 млн руб, в том числе 250 млн руб основного долга, 71,6 млн руб неосновательного обогащения, 55,72 млн руб в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами.
фото SturmAvia
ООО «Авиакомпания «СКОЛ» – российская авиакомпания, зарегистрированная в 2000 году в Сургуте. Оператор вертолетных перевозок, базировалась в аэропортах Черемшанка (Красноярск), в Сургуте. Компания осуществляла работы на территории Восточной и Западной Сибири, а также за рубежом, в дальнейшем перенесла основной офис в Калининград стала резидентом калининградской особой экономической зоны.
Из-за невыполнения условий лизинга воздушных судов Росавиация в июне 2021 года запретила авиакомпании «СКОЛ» эксплуатацию воздушных судов, в 2022 году аннулировала сертификат летного эксплуатанта. Ранее 2020 году ГТЛК взыскала со «Скола» 409,1 млн руб. задолженности и 67,98 млн руб. неустойки по 11 договорам лизинга Евросоюз внес авиакомпанию в черный список из-за низких стандартов безопасности перелетов. В январе 2022 года арбитражный суд Калининградской области признал требования АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) к авиакомпании «СКОЛ» о признании ее банкротом и ввел процедуру наблюдения. Временным управляющим назначен Алексей Белокопыт, имеющий опыт конкурсного управления обанкротившейся авиакомпанией «Трансаэро».
В декабре прошлого года конкурсный установил связь между фирмой Holy Sky Limited из Дублина, с которой осуществлялась торговля техникой и которой перечислялись крупные платежи по договору аренды воздушных судов и непосредственно владельцем авиакомпании Сергеем Шиловым. Авиакомпания «СКОЛ» - один из примеров того, как «непродуманная бизнес-модель, построенная на демпинге, может привести к краху», - утверждал главред ato.ru в своей публикации в феврале 2022 года. Его мнение поддерживал, в частности, соучредитель, авиакомпания «Ельцовка» Станислав Арбузов. «Я бы сказал, что ситуация, в которой оказалась авиакомпания «Скол», - это один из печальных примеров того, в какое положение может попасть частная авиакомпания, не имеющая какой-либо финансовой поддержки извне (например, господдержки), и которая в реалиях нездорового российского вертолетного рынка «заигралась» с демпингом и конкуренцией с другими компаниями и не рассчитала свои финансовые возможности».
Спор между конкурсным управляющим ООО «Авиакомпания «Скол» Алексеем Белокопытом и АО «Роствертол», который более девяти месяцев слушался в Ростовском арбитраже – старый. Речь идет о сделке, заключенной в июне 2017 года, когда ПАО «Роствертол» продал покупателю ООО «Авиакомпания «Скол» изготовленный на предприятии вертолет МИ-26ТС. Стоимость была определена в 713,6 млн руб, но вертолет так и не стал собственностью «Авиакомпании «Скол» - покупатель внес только предварительную оплату.
К сентябрю 2021 года «Роствертол» через арбитраж пытался взыскать с ООО «Авиакомпания «Скол» остаток долга в 640,8 млн руб. и пени 35,7 млн руб. Стороны заключили мировое соглашение. В дальнейшем его условия пересматривались в суде по требованию конкурсного управляющего банкротящейся ООО «Авиакомпания «Скол». В июне 2023 года решением Калининградского арбитража ранее заключенное мировое соглашение было признано недействительным, с «Роствертола» в конкурсную массу ООО «Авиакомпания «Скол» были взысканы 214,8 млн руб., 34,9 млн руб процентов, 36,9 млн руб.
В августе 2023 года Алексей Белокопыт обратился в суд с новым иском о возмещении средств за использование давальческих агрегатов и уплаченного ООО «Авиакомпания «Скол» аванса. Истец счел, что ПАО «Роствертол» без «установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел и сберег давальческое сырье стоимостью 250,1 млн руб и денежные средства в размере 71,36 млн руб.», говорится в материалах суда.
Конкурсный управляющий считает, что «неосновательное обогащение в размере 321,46 млн руб для ПАО «Роствертол» возникло на следующий день за датой принятия судебного акта об утверждении заключенного 29 июня 2021 года мирового соглашения, условиями которого не была определена судьба давальческого сырья и уплаченного аванса» – то есть 16 сентября 2021 года.
Судья не согласилась с доводами Белокопыта. Она указала, что в действующем мировом соглашении стороны закрепили достигнутую договорённость о переходе указанных агрегатов в составе вертолёта как “единого объекта недвижимости в собственность ПАО «Роствертол»”. Истец осуществляет возврат ответчику суммы в размере 36, 9 млн руб как разницу между стоимостью воздушного судна и взысканной в пользу банкротящегося ООО «Авиакомпания «Скол» задолженностью, отметила Парамонова.
Источник: Новости Сибири