Слежение за частными самолетами приобретает все большую известность. Есть ли решение?

Слежение за частными самолетами – явление не новое, но появление и стремительный рост социальных сетей повысили его известность, по словам Дэвида Гитмана, президента Monarch Air Group. Поп-певица Тейлор Свифт и бизнесмен Илон Маск стали героями аккаунтов в социальных сетях, созданных студентом Флоридского университета Джеком Суини, которые посвящены отслеживанию передвижений их самолетов по всему миру. У каждого аккаунта десятки тысяч подписчиков. Оба пригрозили Суини судебным иском за его действия.

Возможно, Маск купил Twitter, по крайней мере частично для того, чтобы удалить аккаунт Суини с платформы, шутят эксперты. Первоначально Маск ссылался на «свободу слова» в качестве основной мотивации своего приобретения Twitter и пообещал не блокировать аккаунт, но через месяц после закрытия сделки то же самое сделал с ElonJet (так прозвали самолет Маска). Генеральный директор Tesla также ранее предложил владельцу учетной записи около $50000 за прекращение деятельности.

Хотя многие скажут, что влияние на привычки Маска, Свифт или любой другой знаменитости к полетам незначительно, примеры отслеживания воздушных судов, влияющие на бизнес, нередки. По словам Дэвида Гитмана, один из самых печально известных инцидентов с отслеживанием произошел в 2019 году, когда генеральный директор Occidental Petroleum Вики Холлуб вылетела самолетом компании в Омаху, штат Небраска, — на родину генерального директора Berkshire Hathaway Уоррена Баффета. Во вторник после этого Berkshire Hathaway объявила, что приобретет привилегированный пакет акций Occidental стоимостью $10 млрд при условии успешного приобретения Anadarko Petroleum.

«Конечно, в субботу приезжают западные инвесторы, а к воскресенью люди уже делают ставки на акции, потому что это то, что делает фондовый рынок», - сказал Гитман CJI. «На мой взгляд, этот инцидент и другие подобные ему – вспомните фильм «Уолл-стрит» – более важны, чем Илон Маск или Тейлор Свифт. Когда я разговариваю со своими коллегами в инвестиционно-банковской сфере или сфере финансовых услуг, они говорят мне, что делают это регулярно».

Однако, если кто-то приземляется в аэропорту Лондон-Сити, это не значит, что он собирается купить Citigroup. При отслеживании воздушного судна чаще всего это обоснованное предположение, которое становится более или менее достоверным в зависимости от определенных переменных, таких как удаленность аэропорта – в Лондоне происходит гораздо больше событий, чем в Омахе.

Гитман сказал, что, помимо чартерных или частичных программ – Баффет летает только на самолетах NetJet, — «очень мало» можно сделать для того, чтобы общественность не могла отслеживать перемещения воздушных судов. «Если вы владеете воздушным судном и люди знают, что вы им владеете, его можно отследить. В наши дни пилоту достаточно просто выложить селфи в Instagram. Если вы хотите избежать слежки, если вы не хотите, чтобы люди знали, куда вы направляетесь, вам, на мой взгляд, нужно арендовать самолет».

Опубликованный в апреле законопроект о повторной авторизации FAA предоставляет владельцам больше возможностей для защиты от трекеров благодаря новому закону, который вскоре вступит в силу. Закон позволит владельцам воздушных судов подвергать цензуре всю идентифицируемую информацию, за исключением «физических опознавательных знаков, требуемых по закону», путем «подтверждения необходимости обеспечения безопасности полетов» с помощью программы подачи заявок.

После объявления Суини отреагировал в социальных сетях: «Позвольте заметить, что это не мешает нам отслеживать самолеты. Мы все еще можем выяснить, кто есть кто, используя контекстные подсказки».

Ранее были приняты некоторые нормативные меры, затрудняющие отслеживание воздушных судов. Во-первых, программа FAA по отображению ограниченных данных о воздушных судах позволяет владельцам требовать от агентства, чтобы сторонние службы отслеживания рейсов скрывали такую информацию, как позывные и номера рейсов. Кроме того, Международная организация гражданской авиации по защите частной жизни может заблокировать передачу некоторой полетной информации через незашифрованные транспондеры воздушных судов.

Гитман согласен с Суини в том, что новые правила мало что изменят. «Они меняют несколько моментов, связанных с раскрытием информации о владельцах. Но Тейлор Свифт не владеет самолетом на свое имя, Илон Маск тоже, и я уверен, что никто и никогда не владеет. Люди не связывают самолет с человеком через трастовый фонд или корпорацию. Они делают это, потому что есть фотография, на которой он выходит из самолета. Если у вас есть эта фотография, вы знаете, кому принадлежит самолет».