После формирования рабочей группы по изучению проблемы спуфинга GPS/GNSS поставщик услуг по поддержке полетов OpsGroup опубликовал свой окончательный отчет по спуфингу GPS, в котором указаны основные вопросы и работа, которая ведется для смягчения этой проблемы. В подготовке отчета приняли участие более 950 человек, включая пилотов, авиадиспетчеров, регулирующие органы, производителей, экспертов по GPS и членов отраслевых групп.
Спуфинг происходит, когда приемник GPS/GNSS обманным путем вычисляет ложное положение с помощью оборудования, передающего данные с земли, и может показать, что самолет находится в другом месте, чем на самом деле, и побудить навигационную систему отклонить самолет от желаемого курса.
Согласно отчету OpsGroup, «наибольшую обеспокоенность по поводу безопасности вызывает ухудшение функциональности системы оповещения о сближении с землей. Система не работает правильно после подмены, даже если покрытие GPS восстановлено. Количество ложных оповещений поражает. Риск все больше нормализуется. В результате в рабочей группе широко распространилось опасение, что многолетняя работа по сокращению столкновений с землей в контролируемом полете может быть сведена на нет».
Кроме того, как только приемник GPS/GNSS подвергается спуфингу, он может быть поражен ложными данными, предупредила группа. «Это ставит под сомнение использование GPS в любой момент после подмены, особенно при заходах на посадку по RNP [требуемые навигационные характеристики] и использование RNP на маршруте».
В этом году OpsGroup отметила 500%-ный рост спуфинга, который теперь затрагивает в среднем 1500 рейсов в день, по сравнению с 300 в день в первой половине года. Основная проблема заключается в том, что летным экипажам не предоставляется техническая информация об «использовании GPS в системах самолета», и они получают «противоречивые указания для экипажа и неполные или недостаточные процедуры, что приводит к недопониманию и пробелам в знаниях».
В опросе, в котором приняли участие около 2000 человек, OpsGroup сообщила: «Результаты показывают, что 1400 членов экипажа (около 70%) оценили свою обеспокоенность влиянием спуфинга GPS на безопасность полетов как очень высокую или экстремальную, [и] 91% всех членов экипажа оценили свою обеспокоенность как умеренную или выше».
В то время как OpsGroup признала, что «нет быстрых и простых решений… Основное внимание в краткосрочной перспективе уделяется смягчению последствий, осведомленности экипажа, руководству и обучению. В долгосрочной перспективе рабочая группа определила потенциальные решения для оборудования, авионики и компонентов системы… Необходимо учитывать потенциальное усугубление проблемы уязвимости GPS. В середине 2024 года мы уже наблюдаем значительное увеличение как спуфинга, так и воздействия на воздушные суда. Локации могут еще больше расшириться, а воздействие может ухудшиться». Группа отметила, что «чрезмерная зависимость от GPS для первичной навигации придает большое значение сохранению достаточной сети обычных наземных навигационных средств».
Но хорошими новостями из отчета стало понимание, что за редкими исключениями, спуфинг GPS осуществляется государственными субъектами в результате региональных конфликтов и рабочая группа не нашла примеров прямой целенаправленной атаки на гражданский самолет.