Oxfam, некоммерческая организация, занимающаяся проблемами бедности и устойчивого развития, призвала правительство Великобритании ввести новые налоги на роскошь для владельцев и пользователей частных самолетов и суперяхт. В отчете, опубликованном на прошлой неделе, группа заявила, что до 2 млрд фунтов стерлингов может быть использовано для финансирования работ в «сообществах, страдающих от наихудших последствий изменения климата».
Необходимость введения новых налогов на богатство возникает в связи с тем, что новое лейбористское правительство Великобритании готовится представить свой первый бюджет в октябре. Ожидается, что в условиях истощения государственных финансов новая администрация увеличит налоговое бремя в нескольких областях, сохранив при этом предвыборное обещание не повышать базовые ставки подоходного налога или британский эквивалент социального обеспечения. Также ожидается, что бюджет может быть так или иначе ориентирован на состоятельных людей.
По данным Oxfam, в прошлом году можно было бы привлечь до 830 миллионов фунтов стерлингов, если бы предыдущее консервативное правительство ввело предложенную более высокую ставку сбора с авиапассажиров (APD) на полеты частных бизнес-джетов и налог на владение суперяхтами. Исследование компании показало, что дополнительные доходы в размере 1,2 млрд фунтов стерлингов могут быть увеличены за счет обложения налогом на топливо для бизнес-авиации, введения 20% налога на добавленную стоимость (НДС) для частной авиации и взимания дополнительных сборов за посадку и вылет частных самолетов.
В отчете Oxfam утверждается, что от 300 до 470 миллионов фунтов стерлингов можно было бы выручить за счет более высокой ставки APD, чем нынешний сбор за полет первым и бизнес-классом, предложенный в прошлом году «Кампанией за улучшение транспорта». Группа заявила, что налогообложение для реактивного топлива частных самолетов обойдется в сумму от 69 до 231 миллиона фунтов стерлингов, при этом еще от 384 до 649 миллионов фунтов стерлингов будет получено за счет НДС, а от 192 до 325 миллионов фунтов стерлингов – налогами на места в аэропортах. Он также рассчитан на сумму от 282 до 360 миллионов фунтов стерлингов за счет нового налога на владение суперяхтами.
Фактически, в соответствии с действующей в Великобритании системой APD, на деловые самолеты весом более 20 тонн и вместимостью менее 19 пассажирских мест уже распространяется более высокий тариф, который в 6-11 раз превышает тот, который платят авиапассажиры. На некоммерческих рейсах в Великобритании частные операторы воздушных судов платят пошлины в размере 5% при заправке до 2300 литров авиационного топлива и 20% при заправке большего объема.
Аэропорты уже взимают НДС за услуги, а также за посадку и другие аэродромные сборы. Это также относится к системе торговли квотами на выбросы (ETS) Европейского союза, где это применимо к операторам.
В отчете приводятся данные Европейской ассоциации деловой авиации (EBAA), согласно которым в 2023 году было совершено 207848 рейсов деловых самолетов. Из них 6% полетов были совершены в медицинских целях или для выполнения других специальных задач, а 1,6% – для государственных или военных нужд.
Призывы к введению новых налогов для состоятельных физических лиц набирают обороты в других европейских странах, а также в Бразилии. В апреле 2024 года Oxfam присоединился к двум другим группам, Avaaz и WeMoveEurope, которые призвали Европейский парламент принять предложения Гражданской инициативы о введении европейского налога на богатство. В ходе акции протеста у здания парламента в Брюсселе был задействован большой надувной бизнес-джет как символ предполагаемого избыточного богатства.
Британская ассоциация бизнес-авиации и АОН решительно опровергла обоснованность налоговых предложений Oxfam. «Мы ознакомились с заявлениями Oxfam и источниками, из которых они исходят. К сожалению, мы считаем, что эти заявления фактически неверны, и мы приветствуем дальнейший открытый диалог с Oxfam и другими организациями, чтобы бизнес-авиация и АОН были представлены должным образом и справедливо», - заявила председатель группы Аойфе О'Салливан. «Частные самолеты, их пользователи и отрасль, обслуживающая частную авиацию, - все они облагаются налогом в Великобритании обычным образом. Утверждать обратное просто неверно».
По данным EBAA, новые налоги на бизнес-авиацию будут неэффективны с точки зрения сокращения выбросов углекислого газа при полетах. «Хотя мы разделяем настоятельную необходимость решения проблемы изменения климата, у нас есть опасения, что предлагаемые налоговые меры могут оказаться неэффективными для достижения желаемых экологических результатов и могут иметь непредвиденные последствия», - говорится в письменном заявлении брюссельской группы.
EBAA отметила, что бизнес-авиация уже облагается рядом налогов и сборов, включая плату за пользование аэропортами и воздушным пространством, а также предусмотрены специальные экологические сборы в рамках программы сокращения выбросов углерода ETS и CORSIA. В заявлении ЕВАА утверждалось, что повышение налогов может ослабить усилия по внедрению технологий, направленных на снижение воздействия авиации на окружающую среду, а также сделать европейскую отрасль деловой авиации менее конкурентоспособной.
Ранее в этом месяце EBAA и Ассоциация производителей авиации общего назначения опубликовали совместный политический манифест, призывающий европейские правительства более позитивно поддерживать усилия EBAA по декарбонизации отрасли. Эти группы выступали за такие действия, как включение процедур учета и заявок для устойчивого возмещения выбросов углекислого газа в авиационном регламенте ReFuelEU.