Обстановка, в которой вы находитесь, может изменить вашу память. Рыбак в баре часто забывает точный вес рыбы, которую он выпустил в воду. Игроки в гольф, играющие на 19-й лунке, часто не могут вспомнить точное количество ударов, которые они нанесли. Люди, посещающие конференции или съезды, склонны преувеличивать степень успешности своего бизнеса.
Справедливости ради, на конференции Corporate Jet Investor Asia на прошлой неделе этого не произошло. Было много откровенного как на сцене, так и за ее пределами. С 2020 года парк самолетов в регионе сократился, и, как сказал один из ведущих операторов, «бизнес действительно сложен. Никто не может этого отрицать».
На этом рынке по-прежнему сохраняется высокая конкуренция. Около 75% из более чем 300 делегатов считают, что операторов слишком много и что есть жесткая конкуренция за воздушные суда.
Когда в период с 2012 по 2019 год парк китайских бизнес-джетов стремительно рос, многие жители Юго-Восточной Азии много времени говорили о том, что Китай — это не Азия. К сожалению, чтобы доказать это потребовалось падение китайского делового рынка. Стоит помнить, что Китай полностью возобновил работу после Covid только в январе 2023 года (людей с Covid перестали отправлять в карантинные лагеря только в декабре 2022 года). Китайское правительство не стимулировало экономику так сильно, как США или многие европейские страны. Когда Китай, наконец, открылся, потребители не спешили снова тратить деньги, и рынок недвижимости (который был крупным покупателем самолетов) также уже испытывал трудности. Президент Си Цзиньпин также начал свою кампанию «Общее процветание» в 2021 году. В своей речи он сказал: «Разрыв в благосостоянии и крах среднего класса усугубили социальные разногласия, политическую поляризацию и популизм, преподав миру глубокий урок».
Как сказал один из операторов: «Многие клиенты считают, что если вы покупаете бизнес-джет, то, по сути, напрашиваетесь на расследование». Несколько авиаброкеров и производителей говорят, что есть признаки того, что ситуация меняется и на рынок приходят новые покупатели.
По словам Дэниела Ренвика из Jetcraft, в Австралии, одном из самых развитых рынков бизнес-авиации в мире, после Covid наблюдался рост на 10%. В Австралии насчитывается 230 самолетов, что составляет около 20% парка самолетов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Австралия исторически была рынком подержанных самолетов, и Ренвик говорит, что за последние несколько лет парк был модернизирован.
«После Covid мы наблюдали всплеск, появилось много новых самолетов и большое разнообразие типов», - сказал Даррен Макголдрик из Luxaviation. В Юго-Восточной Азии также наблюдался значительный рост, и Индия вызвала большой ажиотаж. В Японии также наблюдается рост спроса. Среди факторов, которые делают бизнес-авиацию такой привлекательной, – региональные различия. Операторы говорят, что лишь немногие клиенты интересуются вопросами охраны окружающей среды или использования экологически чистого авиационного топлива (SAF). Менеджера одного крупного оператора попросили связаться с клиентами, чтобы узнать, заинтересованы ли они в использовании SAF. «Я только что разговаривал с одним из крупнейших экспортеров угля в регионе, чтобы спросить, заинтересован ли он в этом», - сказал он. «Нет».
В долгосрочной перспективе участники по-прежнему оптимистично оценивают ситуацию на рынке. Около 74% были настроены довольно оптимистично, остальные – очень оптимистично.