Швейцарская авиастроительная компания Pilatus Flugzeugwerke AG была основана в 1939 году для создания первого отечественного самолета, способного решать локальные задачи внутри страны. Результат же превзошел все ожидания!
Швейцарская авиастроительная компания Pilatus Flugzeugwerke AG была основана в 1939 году для создания первого отечественного самолета, способного решать локальные задачи внутри страны. Результат же превзошел все ожидания!
Рожденный для Альп
К концу 30-х годов прошлого века авиационным властям Швейцарии срочно понадобилась машина с необычным для того времени сочетанием характеристик: вместительная и грузоподъемная, притом способная летать в горах и приземляться на маленьких площадках, ограниченных горными склонами.
И тогда на заводе в городе Станс построили SB-2 Pelican – это был первый самолет компании Pilatus Flugzeugwerke. Тихоходный и внешне неуклюжий, "Пеликан" был способен взлетать почти без разбега и приземляться с минимальным пробегом, а высоко поднятая пилотская кабина обеспечивала отличный обзор при взлете. Получился идеальный «горный» самолет. Но просуществовал он недолго: созданный в 1944 году «Пеликан» некоторое время использовался для аэрофотосъемки, а в 1948-м был разбит – опрокинулся на посадке из-за поломки носовой стойки шасси. Впрочем, первый блин не оказался комом. Напротив – успех этого "горного" самолета в дальнейшем получил прекрасное продолжение. Но это будет несколько позже, а пока, к концу Второй мировой войны, конструкторы (по понятным причинам) сосредоточились на производстве учебных самолетов.
Швейцарские преподаватели
Следующей разработкой компании в 1945 году стал учебно-тренировочный самолет начальной и базовой подготовки – Р-2. Он сразу же снискал симпатии военных: простой в пилотировании, легкий, прочный, надежный и с мощным французским двигателем Argus (465 л.с.), что оказалось большим преимуществом на высокогорных аэродромах Швейцарии. Недаром ВВС использовали первые 2летающие парты" Pilatus до 1982 года!
Окрыленная успехом компания продолжила разработку учебно-тренировочных самолетов, следующим из которых стал Р-3, увидевший свет в 1953 году. К тому времени Pilatus стала группой компаний и переименовалась в Pilatus Aircraft. Новый самолет получился удачным и открыл перед швейцарской авиапромышленностью экспортные перспективы – в 1953 году первые же несколько Р-3 купили ВВС Бразилии, а в общей сложности до 1958 года построили 72 таких самолета.
Но настоящее признание швейцарским учебным машинам обеспечил РС-7 Turbo Trainer, созданный на основе Р-3 и оснащенный уже не поршневым, а газотурбинным двигателем. Он поднялся в воздух в 1976 году и стал классикой жанра. С 1978-м компания выпустила более 440 РС-7 Turbo Trainer, поступивших в ВВС многих стран мира.
В 1984 году Pilatus Aircraft разработала еще один учебный самолет – РС-9 (М) Advanced Turbo Trainer. Главными его отличиями от предшественника стали более мощный двигатель, современное бортовое оборудование и катапультные кресла пилотов. Новые "Пилатусы" сразу же стали пользоваться большим спросом, а в Штатах эту машину даже начали выпускать серийно под обозначением Raytheon Т-6А Texan II.
Наконец в 1997 году Pilatus Aircraft принялась за создание принципиально нового РС-21. В нем нашли воплощение все технические достижения фирмы – сегодня этот самолет, увидевший небо в 2002 году, считается лучшей турбовинтовой учебно-тренировочной машиной в мире.
Талантливое потомство
А теперь вернемся к первому "птенцу" компании. Несмотря на громкий успех учебно-тренировочных самолетов, настоящую славу Pilatus Aircraft принесла сугубо мирная машина, которую по праву можно считать наследницей "Пеликана".
И в 1959 году появился знаменитый РС-6 Porter. Скрупулезно просчитанная аэродинамика сделала самолет настоящим воздушным грузовиком – летучим, скороподъемным, способным уверенно работать в условиях высокогорья и обходиться даже не аэродромами, а небольшими площадками.
А когда в 1961 году РС-6 оснастили мощным газотурбинным двигателем, возможности новой модели Turbo Porter возросли еще более. Вся индустрия горного туризма буквально молилась на РС-6: ни один другой самолет не мог сравниться с ним в эффективности пассажирских и грузовых перевозок в столь специфических условиях.
До 1993 года Pilatus Aircraft построила свыше 450 Porter и Turbo Porter, которые разлетелись более чем в 50 стран мира. Самолет популярен и поныне, поэтому Pilatus Aircraft не спешит расставаться с ним, а лишь перенесла его производство на завод Letov в Прагу.
Не осталась в стороне компания и от бурно развивающейся индустрии деловой авиации. В 1987 году инженеры начали проработку своего первого бизнес-джета, который должен был стать единственным в своем роде – самым большим в мире однодвигательным турбовинтовым лайнером с герметичной кабиной. Самолет рассчитывался на максимальную взлетную массу 4000 кг, пассажировместимость 9–12 человек и дальность полета порядка 3000 километров. Так появился РС-12 и сразу начал завоевывать мир. В 1994 году РС-12 получил одобрение Федерального управления гражданской авиации США, а уже в 1996-м Pilatus Aircraft открыл в Денвере (штат Колорадо) филиал Pilatus Business Aircraft Ltd. Самолеты пошли нарасхват, и примерно такая же тенденция сохраняется по сей день.
Об этом говорят и цифры. Последние пять лет компания успешно сохраняет тенденции роста. За прошедший год объем продаж увеличился на 15% и Pilatus Aircraft продала 115 самолетов. А наибольшим спросом пользовался все тот же PC-12 – своих владельцев обрели 92 машины.
Источник: Luxury-info, Альберт Кузин