Авиационное сообщество продолжает изучать масштабы последствий введения пошлин США и ответных действий других стран, однако обеспокоенность распространилась на всю мировую отрасль.
Недавно введенные тарифы включали дополнительный 25%-ный сбор на большинство товаров из Канады и Мексики и 10%-ные пошлины на энергоносители из Канады. Кроме того, США ввели еще один 10%-ный тариф на некоторые товары из Китая наряду с предыдущими 10%, уже введенными на такие продукты, как электроника. Все три страны принимают ответные меры. Отдельно США ввели и/или увеличили тарифы на импорт алюминия и стали до 25%.
Несмотря на более ранние торговые соглашения, которые защищали аэрокосмическую промышленность от предыдущих тарифов, воздушные суда и их компоненты, по-видимому, попадают под действие новейшего раунда, считают отраслевые группы. Пока неясно, каковы будут последствия для компонентов, которые могут пересекать границы для комплектации и/или ремонта.
Но отраслевые группы встревожены из-за сложной, глобальной структуры отрасли, где воздушные суда проектируются с учетом возможностей и сертифицируются с различными крупными компонентами, и внесение изменений не является возможным в краткосрочной перспективе – или даже в долгосрочной, и только в некоторых случаях – в качестве опции. Textron Aviation и Dassault продемонстрировали это, когда каждая из них была вынуждена свернуть новые проекты самолетов после того, как выбранная силовая установка Safran Silvercrest столкнулась с проблемами.
Ранее Bombardier отложила публикацию своих ориентиров на 2025 год, ожидая ясности относительно полного объема пошлин. На этой неделе компания все еще оценивала ситуацию, которая, как отмечают многочисленные источники, остается нестабильной, и заявила, что придерживается своих предыдущих комментариев о том, что тарифы нанесут ущерб по обеим сторонам границы. «Для нашей отрасли многое поставлено на карту», - предупредил президент и генеральный директор Bombardier Эрик Мартель, отметив, что у Bombardier есть 2800 поставщиков из США в 47 штатах, которые создают десятки тысяч рабочих мест в США. «За эти годы Bombardier создала взаимный торговый баланс с США, который можно продемонстрировать, когда и мы, и США имеем равную выгоду. Эта отрасль была создана за десятилетия сотрудничества».
Между тем, международный президент Международной ассоциации машинистов и работников аэрокосмической промышленности (IAM) Брайан Брайант и канадский вице-президент Дэвид Чартранд совместно осудили пошлины, назвав решение о введении их безрассудным. «Эти пагубные действия угрожают рабочим местам, повышают цены и подрывают давнее экономическое партнерство между Соединенными Штатами и Канадой», - заявили они, назвав это неоправданной атакой на надежного союзника.
По другую сторону Атлантики руководители Dassault и Airbus выразили обеспокоенность тем, что эти пошлины могут распространиться на Европу. Генеральный директор Airbus Гийом Фори ранее сообщил CNBC, что его компания может отдать приоритет поставщикам за пределами США, в то время как председатель и генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье в среду утром предупредил, что компания пересматривает планы по найму сотрудников по всей группе, поскольку «мы не знаем, что произойдет с тарифами и что может произойти [с поставками Falcon] в США».
Ассоциация производителей авиации общего назначения также предупредила: «Учитывая глобальный характер отрасли производства авиатехники, предлагаемые пошлины, а также потенциальные ответные меры могут оказать огромное влияние на отрасль со множеством непредвиденных последствий». В США, отметила ассоциация, в 2024 году производители самолетов экспортировали 490 поршневых, турбовинтовых и реактивных самолетов на сумму $4,8 млрд. Это составило 31,2% всех доходов производителей самолетов общего назначения в США.
«Для этой важнейшей отрасли критически важна сложная, строго регулируемая глобальная цепочка поставок, поддерживаемая рядом двусторонних соглашений, которые должны соответствовать строгим стандартам безопасности, обеспечивая при этом надежный поток узкоспециализированных товаров», - заявила ранее NBAA. NBAA запланировала вебинар на 13:00 во вторник, чтобы углубиться в этот вопрос.