Сообщество бизнес-авиации продолжает пытаться осознать последствия введения Белым домом глобальных тарифов, но лидеры предупреждают владельцев воздушных судов и эксплуатантов о необходимости получения экспертной консультации о применимости этих пошлин, прежде чем они совершат сделку или модернизируют свои самолеты. Они также предупреждают, что тарифы, вероятно, окажут более широкое экономическое воздействие, что, в свою очередь, может повлиять на стоимость воздушных судов.
Используя Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях 1977 года, президент Трамп на прошлой неделе ввел глобальные тарифы, объявив базовый уровень в 10% по всему миру, а для импорта из многих стран – «ответные» тарифы, которые могут быть повышены до 50%. Тарифы в размере 10% вступают в силу 5 апреля, в то время как более высокие ставки вступают в силу 9 апреля. Большинство членов ЕС, являющихся ключевыми рынками аэрокосмической торговли, сталкиваются с дополнительными тарифами в размере 20%, Китай – 34%, а Швейцария – 31%. Бразилия остается на уровне 10%.
Это объявление не изменило пошлины, уже установленные для импорта из Канады и Мексики, и льготы, предусмотренные Соглашением между США, Мексикой и Канадой (USMCA), включая воздушные суда и некоторые компоненты.
Выступая на вебинаре NBAA, Джонатан Эпштейн, партнер Holland & Knight и член консультативной группы по вопросам регулирования NBAA, отметил, что с 1979 года авиация в основном была беспошлинной в соответствии с соглашением Всемирной торговой организации о торговле и гражданской авиации, но сейчас тарифы на воздушные суда и запчасти из других стран за пределами Канады и Мексики менее понятны, а также для деталей, которые не подпадают под действие USMCA. «Мы переходим от многолетней стабильности к переменам, и потенциально их будет еще больше».
Усложняя ситуацию и то, что существует множество неясных моментов, связанных с тарифами, таких как учет процентной доли американского сырья в импорте. Например, пошлина будет распространяться только на ту часть воздушного судна, которая была произведена во Франции или Швейцарии, а не на компоненты, которые могут поставляться из США.
Кроме того, существует «трансформированный» компонент, поэтому, если из США отправляется «зеленый» самолет для доработки или находящийся в эксплуатации самолет для модернизации, то эти работы могут облагаться тарифами. Еще более усложняет ситуацию то, как оценить тариф на самолеты, которые производятся за рубежом и затем отправляются в США либо для сборки, либо для доработки. Эпштейн сказал, что эти самолеты «существенно преобразованы», поэтому тарифы могут не применяться или применяться не в полной мере.
Но тарифы также будут иметь значение для импорта самолетов со вторичного рынка, хотя они не будут распространяться на продажу топлива.
NBAA провела вебинар, чтобы ответить на некоторые из многочисленных вопросов о том, что означают пошлины для бизнес-авиации. Старший вице-президент NBAA по связям с правительством Кристи Греко Джонсон, которая была модератором, начала с предупреждения о том, что вебинар – всего лишь предварительная оценка, и отрасль ожидает более конкретных указаний. «По-прежнему существует довольно много неопределенностей», - сказала она, призвав операторов отдельно обращаться к юристам по конкретным вопросам.
Грета Пейш, партнер Wiley Law и бывший главный юрисконсульт Офиса торгового представителя США, отметила, что введение тарифов было «делом времени», поскольку Трамп обсуждал их десятилетиями и, конечно же, во время своей предвыборной кампании. Она отметила различные идеи, связанные с ними, включая повышение доходов, решение проблемы торгового дефицита и создание рычагов влияния на переговорах. «Здесь происходит много всего и существует множество конкурирующих интересов, которых администрация пытается достичь, что привело к некоторой сложности тарифных действий», - отметила Пейш.
Что касается рычагов воздействия, то Белый дом предусмотрел гибкость для корректировки тарифов на основе переговоров с другими странами, и это уже начало осуществляться, добавила она. «Похоже, что это действительно отправная точка для проведения таких переговоров. Насколько быстро это произойдет – большой вопрос», - сказала Пейш.
Питер Гринберг, директор по международным связям Международной ассоциации машинистов и работников аэрокосмической отрасли, рассказал о «высоком уровне беспокойства», который возник перед объявлением, и который с тех пор только усилился. Он отметил, что уже произошла временная остановка автомобильного завода в Виндзоре, провинция Онтарио, которая затронет более 3000 работников. «Таким образом, это имеет волновой эффект, хотя очевидно, что в разных отраслях действуют разные тарифные режимы», - сказал Гринберг. Он также предупредил, что в аэрокосмической отрасли тарифы могут повлиять на американские компании и их клиентскую базу по всему миру, что приведет к увольнениям. «Канадское рабочее движение в целом было ошеломлено. Многие работники работают в транснациональных компаниях и действительно обратились к нам за поддержкой», - добавил он.
Между тем, Эхсан Монфаред, партнер YYZlaw и член консультативной группы NBAA по вопросам регулирования и налогового комитета, согласился с тем, что макроэкономические последствия будут иметь значение. «За последние пару месяцев мы наблюдаем все больше опасений на макроэкономическом уровне со стороны наших клиентов, которые покупают или продают самолеты», - сказал Монфаред. «Многие покупатели и продавцы ускоряют процесс, чтобы завершить ввоз в США, и, насколько это возможно, мы согласовываем условия соглашений о покупке, чтобы устранить всю неопределенность, связанную с этими постоянными объявлениями и исключениями, которые были сделаны».
Указывая на волнения на фондовом рынке и падение потребительских расходов, которые сопровождаются неопределенностью, он сказал: «Растет вероятность того, что стоимость товаров первой необходимости для потребителей увеличится. Это в большей степени снизит потребительские расходы, а это всегда было ключевым фактором, который оказывал влияние на принятие клиентами решений об инвестировании в деловые самолеты. Я думаю, что это вызывает у нас наибольшую озабоченность». Он также отметил, что аэрокосмическая промышленность США является чистым экспортером. «Такие компании, как Boeing, добились огромного успеха, и это ставит все под угрозу как с точки зрения этих конкретных отраслей, так и с точки зрения настроений потребителей, которые ими движут».
Генеральный директор JetAviva Эмили Дитон отметила, что тарифы были «очень горячей темой для разговоров» для тех, кто участвует в текущих сделках. В то время как некоторые, возможно, пытались ускорить заключение сделок, другие сомневались, стоит ли им «нажимать на паузу», - говорит Дитон. «Это то, о чем никто из тех, кто работает в сфере продаж самолетов, на самом деле не хочет слышать. Ситуацию трудно переварить. Это сложная тема, ее трудно понять, и она очень специфична для каждого конкретного случая».
Кроме того, Дитон согласился с тем, что неопределенность может повлиять на фондовый рынок, который, в свою очередь, влияет на благосостояние и, в свою очередь, на движение на рынке. Еще больше усложняют ситуацию такие потенциальные факторы, как возврат амортизационных отчислений или снижение процентных ставок.
«Просто людям приходится много работать, и, как правило, в таких условиях требуется некоторое время, чтобы разобраться, прежде чем мы сможем по-настоящему оценить ситуацию на рынке и понять, что это будет означать для продвижения вперед».