Авиация добивается прогресса в достижении нулевых выбросов углерода, но ее зависимость от использования экологически чистого авиационного топлива подвергается риску после 2030 года, заявляет главный европейский авиационный регулятор.
Как сообщает Aviation Week, выступая 9 апреля на выставке Aero Friedrichshafen, исполнительный директор Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) Флориан Гийерме сказал, что после 2030 года производство экологически чистого авиационного топлива (SAF) должно быть существенно увеличено, чтобы соответствовать европейскому мандату ReFuelEU. Последний регламент требует от производителей топлива постепенно увеличивать долю SAF в обычном реактивном топливе. «До 2030 года мы выполняем мандат по смешиванию; после этого срока производственных возможностей будет недостаточно», - сказал Гийерме.
В декабре 2024 года EASA опубликовало отчет о европейском рынке SAF, в котором пришло к выводу, что в 2030 году будет достаточно производства для выполнения мандата, предусматривающего долю SAF в реактивном топливе в размере 6%. Но увеличение доли SAF до 20% к 2035 году не гарантировано.
«Несмотря на то, что производственные мощности SAF, основанные на объявленных проектах, по прогнозам, будут достаточны для достижения целей ReFuel EU Aviation Regulation (RFEUA) 2030, фактические объемы производства SAF могут оказаться ниже ожидаемых из-за возможных задержек или неудач в реализации проектов, хотя возможна частичная или полная замена за счет импорта с других рынков», - говорится в отчете.
«Кроме того, даже если текущие мощности и проекты смогут поставлять требуемые объемы SAF к 2030 году, необходимость соблюдения наращивания минимальной доли SAF, требуемой в соответствии с RFEUA после 2030 года, вероятно, еще больше усилит давление на быстрое расширение производственных мощностей», - говорит EASA.
Гийерме и другие докладчики, участвовавшие в панели Aero Business Aviation Leaders, отметили, что в деловой авиации, в частности, продвигаются технологии двигателей, планера и авионики, которые сделают полеты более эффективными и экологически чистыми. Карлос Брана, исполнительный вице-президент по гражданским самолетам Dassault Aviation, сказал, что новый сверхдальний бизнес-джет Falcon 10X с двигателем Rolls Royce, ввод в эксплуатацию которого запланирован на 2027 год, будет совместим со 100%-ным SAF.
«Мы считаем, что решение проблемы декарбонизации – это SAF», - сказал Брана, который согласился с Гийерме в том, что уровень инвестиций и производства SAF необходимо увеличить для достижения целевых показателей по выбросам.
«До 2030 года мы вполне на верном пути, потому что в системе есть тяга к наращиванию SAF», - сказал Гийерме. «Но далее все становится сложнее. Затем должны вступить в действие новые технологии, потому что наращивание SAF – будь то биотопливо или синтетическое топливо – определенно не соответствует тому, что должно быть с точки зрения подготовки производства, разработки и требуемых испытаний».