Фонд безопасности полётов (Flight Safety Foundation) опубликовал статистику авиационных происшествий в мире с коммерческими воздушными судами за август 2025 года. Генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко дополнил эту статистику для «РГ» подробностями.
- На последнее число августа с начала года в коммерческих авиакомпаниях мира произошло 89 авиационных происшествий, в общей сложности погибли 420 человек. За предыдущие пять лет за первые восемь месяцев года в среднем происходило также 89 авиационных происшествий, жертвами которых стали 136 человек. Статистика этого года серьезно «подпорчена» катастрофой Boeing 787 авиакомпании Air India: трагедия забрала 260 жизней.
В августе в мире было зарегистрировано 8 авиационных происшествий, причем 5 из них - на земле. Это еще раз подтверждает аксиому: взлёт и посадка при выполнении полёта - самые сложные этапы.
Почему вероятность возникновения происшествий во время взлёта и посадки непропорционально высока?
Самолеты находятся ближе всего к земле, что оставляет пилотам минимум времени и пространства для реагирования на неполадки и отказы, которые могут возникать из-за высокой нагрузки на двигатель, возможных ошибок лётного экипажа и факторов окружающей среды. Именно на эти этапы приходится значительная доля всех происшествий с человеческими жертвами, хотя взлёт и посадка составляют небольшую долю (в среднем около 2%) от общего времени полёта. По данным ИАТА, более половины всех авиационных происшествий (53%) происходит именно во время взлёта и посадки. Также данные ИАТА говорят о том, что основными причинами являются человеческий фактор и технические сбои.
На этих этапах полёта воздушные суда не только близко находятся к поверхности земли, но и имеют относительно небольшую скорость. Это при возникновении на борту нестандартной или аварийной ситуации значительно сокращают количество времени, которым располагает экипаж, чтобы принять правильное решение и парировать неблагоприятное развитие событий.
Но есть и другие факторы. Рабочая нагрузка на пилотов при выполнении всех процедур, связанных с рулением, взлетом и посадкой, наиболее высока по сравнению с другими этапами полета. При взлёте и посадке пилоты должны одновременно выполнять несколько критически важных задач, в том числе контролировать скорость, управлять набором высоты и снижением, изменять курс в соответствии с установленными аэронавигационными схемами и указаниями диспетчеров, следить за показаниями приборов и поддерживать связь с авиадиспетчерской службой.
При взлете двигатели работают практически с максимальной мощностью, что повышает вероятность их отказа.
Пилотам приходится учитывать и факторы окружающей среды: ветер, погодные условия, работоспособность аэронавигационных и радиотехнических средств, а также возможные препятствия на взлётно-посадочной полосе могут существенно повлиять на способность самолёта безопасно взлететь или выполнить посадку.
Причины авиационных происшествий при взлёте и посадке можно сгруппировать как минимум по пяти основным факторам:
- ошибка в пилотировании,
- сложные метеоусловия,
- отказы техники,
- столкновение с птицами,
- нахождение препятствий на взлётно-посадочной полосе.
Человеческий фактор - наиболее значимая причина происшествия: пилоты могут неправильно оценить скорость, неверно ввести команды управления или не выполнить действия, указанные в проверочных картах.
К сложным метеорологическим условиям относятся сильные ливневые осадки, обледенение и связанная с ним пониженная эффективность торможения, резкие порывы ветра и т.д.
К техническим неисправностям могут привести сбои в критически важных системах, таких как гидравлика, шасси или компоненты двигателя.
Внезапное столкновение с птицей или стаями птиц может привести к отказу или повреждению двигателя, что особенно опасно на малых высотах. Мы хорошо помним посадку на реку Гудзон вскоре после взлета самолета Airbus A320 авиакомпании US Airways и в кукурузное поле в подмосковном Жуковском также Airbus A320 авиакомпании Уральские авиалинии. Оба происшествия были вызваны столкновением со стаями птиц. К счастью, кроме небольших травм никто тогда не пострадал.
Вместе с тем факт остается фактом: авиация продолжает оставаться самым безопасным средством транспорта в мире. Вряд ли кто-то до дрожи в коленках боится сесть на велосипед, однако в США, например, в течение года число погибших при происшествиях, связанных с ездой на велосипеде, превышает количество погибших за то же время авиапассажиров.
Статистика авиапроисшествий за август
1 августа, Cessna 208B, выкатывание за пределы полосы, США
После выполнения посадки в аэропорту Merrill Field самолёт, на борту которого находилось в общей сложности 8 человек, не смог остановиться в пределах полосы, выкатился с неё, пробил ограждение вокруг аэродрома, затем пересёк шоссе, расположенное в 200 м от торца полосы, и остановился в открытом поле. К счастью, никто не пострадал.
7 августа, Cessna 560XL, потеря управления самолётом, Кения
Самолёт Cessna 560XL скорой помощи AMREF Flying Doctors (регистрационные знаки 5Y-FDM) потерпел крушение в районе Мвихоко в Найроби, Кения, всего через несколько минут после вылета из аэропорта Уилсон. Примерно через три минуты после взлета экипаж потерял связь с авиадиспетчерской службой, самолет начал неуправляемое снижение и врезался в жилой дом. Все четыре члена экипажа на борту и два человека на земле погибли, в общей сложности погибли шесть человек. Самолет направлялся в Харгейсу (Сомалиленд).
Компания AMREF Flying Doctors подтвердила факт происшествия и заявила, что полностью сотрудничает с Управлением гражданской авиации Кении в ходе расследования.
9 августа, DHC-6 Twin Otter, выкатывание вбок с полосы, США
Самолёт авиакомпании Grand Canion Airlines после выполнения посадки на асфальто-грунтовую полосу Grand Canion Bar Ten Airstrip выкатился вбок от неё. Никто из находившихся на борту 13 пассажиров и одного пилота не пострадал.
11 августа, DHC-6 Twin Otter, авиационное происшествие при посадке, США
Рейс, выполнявшийся авиакомпанией Rampart Aviation, получил серьезные повреждения при выполнении посадки на полосу остова San Clemente (штат Калифорния). О подробностях авиационного происшествия не сообщается.
16 августа, ATR 72-500, столкновение с АПА, Финляндия
После запуска двигателя самолёт начал двигаться вперед, когда были сняты колёсные упоры, поскольку стояночный тормоз не был включен. Правый пропеллер ударился о наземный источник электропитания АПА (аэродромный передвижной агрегат), и его части ударились о фюзеляж и пробили его.
16 августа, Ан-2, упал в лесу, Демократическая Республика Конго
Самолёт Ан-2 авиакомпании Air Kasai (регистрационные знаки 9S-GZP) разбился примерно в 34 км от Кисангани, Демократическая Республика Конго, в результате чего погибли все семь человек, находившихся на борту.
Самолёт вылетел из аэропорта Кмсангани/Лубуту для выполнения технического инспекционного полёта, необходимого для получения разрешения на эксплуатацию в соответствии с правилами Гражданской авиационной администрации. Во время захода на посадку экипаж потерял связь с диспетчерской службой и столкнулся с лесистой местностью.
Власти и авиакомпания выразили глубокие соболезнования семьям погибших.
20 августа, Airbus A320, турбулентность, Франция
Самолёт Airbus A320-200 авиакомпании Air France, регистрационные знаки F-HBNJ, выполнявший рейс по маршруту Париж/Орли - Аяччо (Франция), снижался, следуя по маршруту, до эшелона полёта FL200 в направлении Аяччо, когда воздушное судно неожиданно вошло в зону сильной турбулентности, что привело к травмам на борту. Примерно через 13 минут воздушное судно выполнило благополучную посадку на взлетно-посадочную полосу 20.
Французское авиационное агентство BEA сообщило, что 5 человек на борту получили серьёзные травмы. Происшествие квалифицировано как авиационное происшествие и в настоящее время расследуется.
25 августа, Cessna 208B, выкатывание за пределы полосы, Индонезия
Самолёт Cessna 208B Grand Caravan EX авиакомпании Amole Air, регистрационные знаки PK-PPI, выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы 25 после посадки в аэропорту Илага/Аминггару в Центральном Папуа, Индонезия. Воздушное судно задело пост охраны и врезалось в ограждение по периметру, в результате чего возник пожар, который уничтожил самолёт. Пилот и техник, находившиеся на борту, получили незначительные травмы, о других жертвах или пострадавших не сообщалось. Самолёт перевозил строительные материалы.
После приземления на взлетно-посадочной полосе 25 воздушное судно не смогло остановиться на оставшемся расстоянии от взлетно-посадочной полосы. Официальные лица начали расследование, чтобы установить причину авиационного происшествия.
Источник: