В нашей стране лишь в настоящее время формируется сообщество «пилотов-частников», летающих по своим делам и в свое удовольствие на законных основаниях. Когда-нибудь мы будем воспринимать это совсем обыденно, как например, в странах, где самолеты и вертолеты общей авиации* давно уже стали частью транспортной системы, как и миллионы автомобилей на дорогах.

Известны примеры, когда россияне, отправляясь заграницу на временное проживание или по ряду иных причин, для своего обучения целенаправленно выбирают иностранные летные школы. Именно о такой ситуации нам рассказал Рустем Аринов, когда он специально поехал в США, чтобы освоить профессию пилота (AJS №1, 2008). Продолжая начатую тему, наш собеседник Виктор Кукляев рассказал о своей учебе на частного пилота в «туманном Альбионе».
Справочник Where To Fly Guide
Чтобы беседа получилась содержательной, Виктор познакомил нас с Справочником-путеводителем по летным школам и клубам Великобритании Where To Fly Guide – 2008. Этот справочник выходит в качестве приложения к английскому журналу Pilot (специализированное издание об общей авиации) ежегодно в течение 22 лет.
В отношении справочника Where To Fly Guide поясним, почему именно на него обратил наше внимание Виктор Кукляев. Дело в том, что в Великобритании сводная информация о летных школах и клубах имеется только в печатном виде, т.е. подобного по содержанию материала нет в Интернете. В качестве подтверждения можно привести пример, взятый из раздела «Частых вопросов и ответов» официального сайта CAA. Вопрос: «У вас есть список летных школ и клубов в Великобритании?», ответ:
«Информацию о летных школах и клубах предоставляет журнал Pilot в мартовском приложении». Не менее показательно, что эту информацию также не найти и на сайте Британской AOPA (Aircraft Owners and Pilots Association). Там сказано, что её могут предоставить по запросу только членам Ассоциации. Уточним, что в данном случае речь идет именно о справочнике, в котором для каждой летной школы указываются не только её адрес, но и «ключи» — аббревиатура категорий выдаваемых пилотских лицензий, количество курсантов, типы воздушных судов, стоимость и виды обучения, другая дополнительная информация. Конечно, «голый» список английских аэроклубов и летных школ можно отыскать на веб-портале Flyer или на сайте Today"s Pilot. Но дальше вам придется заняться «прочёсыванием» Интернета самостоятельно и пересмотреть свыше трехсот ссылок. А причина банально проста — копирайт на опубликование Справочника летных школ (клубов).
Об основах английского летного обучения
Итак, в зависимости от выбранного летательного аппарата, частный пилот может получить свидетельство Private Pilots Licence по категориям: PPL(А) — на самолет (Aeroplane); PPL(H) — на вертолет (Helicopter), NPPL — (National) национальную лицензию на сверхлегкие летательные аппараты.
На старте обучения необходимо сдать 7 теоретических экзаменов: Воздушное законодательство (Air Law and Operational procedures); Основы летательных аппаратов и принципы полета (Aircraft General and Principles of Flight); Аэронавигация (Navigation); Метео рология (Meteorology); Функционирование летчика и ограничения (Human Performance and Limitations); Планирование полета (Flight Planning and Performance); Радиосвязь (Radio Telephony).
Программа наземной подготовки (ground training) осуществляется по учебно-методическим материалам Oxford Aviation Academy. Полный учебный комплект содержит 7 пособий на каждый раздел обучения и 8 CD-дисков.
Для допуска к полетам курсанту необходимо пройти медицинское освидетельствование (услуга платная). Какие требования предъявляются правилами JAR PPL к состоянию здоровья и где найти ближайшего врача, одобренного авиационными властями (approved doctor), можно посмотреть на сайте CA www.caa.co.uk или уточнить в летной школе. В дальнейшем, после получения PPL, периодичность медицинского освидетельствования (medical) будет зависеть от вашего возраста.
Стандартная программа первоначальной летной подготовки включает 45 часов, из которых 25 часов могут быть выполнены с инструктором. Также необходимо налетать минимум 10 часов самостоятельно (solo) и 5 часов маршрутных полетов (cross country). Став обладателем PPL, согласно требованиям JAA, пилоту необходимо каждые 2 года продлевать юридическую силу лицензии (ревалидация). Для этого положено во втором году от момента получения или ревалидации пилотского свидетельства иметь налет не менее 12 часов, включая один час с инструктором.
Среди английских летных школ есть несколько, где ведется подготовка на сверхлегких летательных аппаратах (flex and fixed wing microlights, light aircraft), на автожирах, гидросамолетах, а также на спортивных пилотажных самолетах (aerobatic club).
Следует отметить, что лицензию JAA PPL возможно получить не только в Великобритании, но и в других странах. Известно, что в США подготовка и лицензирование PPL осуществляется по стандартам FAA (по правилам 14 CFR Part 61 или Part 141). Сами стандарты JAA (Joint Aviation Authorities — Объединённое Управление Гражданской Авиации) и FAA (Federal Aviation Administration — Федеральная авиационная администрация США) отличаются, но лицензии PPL — JAA и FAA конвертируются одна в другую (conversions to JAA/FAA), чем и занимаются сами летные школы.
В мире есть ещё более десяти стран, где можно пройти обучение на PPL по английской программе: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Мальта, ЮАР, Франция, Испания и др. Но наибольшее количество таких летных школ в США: в справочнике Where To Fly Guide их перечислено свыше двадцати. Аналогично можно получить американскую лицензию PPL FAA в Англии, например, в летной школе «Солофлайт» в Хамберсайде.
Однако в Великобритании стоимость летного обучения существенно выше по сравнению с другими странами. Поэтому, в силу ограничений личного бюджета, некоторые резиденты предпочитают обучаться по JAA заграницей. В этом отношении выгодным вариантом обычно рассматривается США, прежде всего потому, что там процесс обучения отлажен давно, есть хорошие условия по погоде и относительно недорогие расценки в летных школах.
И всё же с российской позиции получение PPL в Великобритании имеет свои достоинства. Здесь летное обучение ведется на английском языке, тогда как в некоторых странах-членах JAA английский — лишь опция. Так, если пилот предполагает совершать международные полеты, то англоязычное обучение и практика радиообмена окажутся полезным стимулом, учитывая последние нововведения по языковым требованиям ИКАО. Да и опыт, накопленный многими британскими летными школами, довольно значительный. К примеру, Виктор Кукляев обучался в Jersey Aero Club (JAC), история которого берет начало в 1950 г. За время полувековой деятельности эта школа подготовила и выпустила тысячи пилотов.
Jersey Aero Club
В справочнике Where To Fly Guide указано: клуб JAC объединяет свыше 1000 членов, обучение в нем проходят 35 курсантов. Тренировочный флот летной школы составляют 6 самолетов Piper PA-28 (модели Warrior II и Archer III), по одному Piper PA-32 Cherokee Six, Cessna C150, Robin HR200, а также спортивно-пилотажный самолет De Havilland Chipmunk.
Подготовка осуществляется по стандартному курсу JAR Private Pilot Licence. Есть возможность получить к лицензии PPL дополнительные рейтинги: Night Rating and Instrument Meteorological Conditions (IMC) — полеты ночью и приборные полеты.
Особенность летной подготовки в JAC связана с расположением аэроклуба. Джерси (Jersey) — самый южный остров Британского архипелага. Это один из Нормандских островов (Channel Islands), находящийся в проливе Ла-Манш приблизительно в 100 милях к югу от Великобритании и всего в 14 милях от побережья Франции. Поэтому учебные полеты в основном совершаются над водной поверхностью. Летная школа JAC базируется на аэродроме международного аэропорта Джерси, который оборудован системами радионавигации VOR/ILS, NDB, а воздушное пространство в этом районе имеет классификацию от Class А до С. Интенсивность взлетов-посадок в «горячий» сезон доходит до 35 самолетов в час. Соответственно, у курсантов в таких непростых условиях формируются реальные навыки и умения пилотировать воздушное судно в насыщенном европейском небе. К тому же навигационные упражнения cross-country выполняются, в том числе, в иностранном воздушном пространстве над французскими Нормандией и Бретанью. Безусловно, это очень ценный опыт для начинающих пилотов, поскольку они регулярно отрабатывают флайт-планы международных полетов, а также практикуются в ведении радиосвязи с диспетчерскими службами разных государств.
Ещё одна из известных примечательностей этого места — ежегодное международное авиашоу Jersey International Air Display. Воздушный показ проводится на южном побережье острова в заливе С-Aubin"s. Там сама природа создала фантастический естественный амфитеатр. С разных точек и под разными ракурсами зрители наблюдают за демонстрационными полетами современных и ретро-самолетов, которые прилетают сюда из Бельгии, Ирландии, Франции, Нидерландов, России, Великобритании и Соединенных Штатов. В 2008 г. проведение очередного авиашоу в Джерси запланировано на 11 сентября (www.jerseyairdisplay.org.uk).
Телефонный эксперимент
Так как Виктор учился в Великобритании несколько лет назад, то после рассказа о своем опыте обучения в JAC, он решил уточнить некоторые вопросы и набрал телефонный номер аэроклуба в Джерси.
— Здравствуйте! Я звоню из Москвы. Меня зовут Виктор.
— Добрый день! Вам отвечает Дэйл.
— Скажите, у вас сейчас иностранцы свободно могут проходить обучение?
— У нас нет никаких ограничений в отношении иностранных студентов. И с россиянами тоже никаких проблем, можете приезжать учиться.
— А сколько сейчас это стоит?
— Давайте я запишу Ваш адрес, и все подробные расценки отправлю по электронной почте. Но эти цифры будут в пределах тех, что обозначены в вашем справочнике.
— Смогу ли я уложиться в срок 21–30 дней?
— Да, это вполне возможно, чтобы окончить полный курс.
— А сколько в день я могу летать максимально по продолжительности? Есть ли какие-нибудь ограничения? Могу ли я, например, летать круглые сутки, чтобы побыстрее набрать положенные часы?
— Нет, круглые сутки летать Вы не сможете, поскольку для учебных полетов аэропорт работает с 8 утра до 8 вечера, и в эти часы надо укладываться. Однако у нас есть опыт двух продолжительных уроков в день. За первые три часа полетов курсанты делают с инструктором по 30–40 заходов на посадку. Потом перерыв — послеполетный брифинг. Затем снова полеты — то есть, предоставляем возможность летать в две смены. Но здесь многое будет зависеть и от Вашего самочувствия.
— В какой сезон мне лучше приезжать, чтобы была хорошая погода?
— Летом. А самое лучшее — выбирайте август.
Так, в общих чертах, прошел разговор с представителем Jersey Aero Club. В заключение Виктор дал некоторые рекомендации тем, кто действительно собирается получить летное образование в Великобритании.
— Нужно заранее связаться с выбранной летной школой и высказать серьёзность своих намерений, и, если будут выполнены обоюдные договоренности, то школа официально пригласит кандидата на учебу.
Советую заблаговременно заказать себе учебные пособия и диски. Нужно особенно хорошо отработать англоязычную терминологию и авиационный сленг. Даже если у вас есть какой-либо опыт летной подготовки, тем не менее, быстро и точно понимать, о чем идет речь, вы сможете только при условии уверенного владения иностранным профессиональным языком.
С другой стороны, важно не только понимать своего инструктора, но и свободно участвовать в радиообмене. Обратите внимание, не случайно в Оксфордском пособии для пилотов выпущены два диска по радиотелефонной связи (RT Comms): один ICAO/JAR-FCL, а другой для PPL/CPL/ATPL, летающих именно в воздушном пространстве (UK) Великобритании.
Беседовал Сергей Лелеков
Комментарий Владимира Тюрина, члена Правления АОПА-Россия
— Нужно отметить, что европейская система выдачи пилотских свидетельств находится на пороге реорганизации. Регулирование выдачи свидетельств переходит к EASA (European Aviation Safety Agency), а система JAA перестает существовать. Проект соответствующего нормативного акта (Part-FCL) опубликован на сайте EASA и находится на стадии публичных обсуждений, которое закончится 5-го сентября 2008 г., а в начале 2009 г. нормативный акт должен вступить в силу. После этого все владельцы свидетельств, выданных в соответствии с правилами JAR, должны будут поменять свидетельства в соответствии с новыми правилами Part-FCL.
Из заметных нововведений стоит отметить новую категорию свидетельства — LPL (leisure pilot license). Получить его станет проще: уменьшены требования по необходимым часам налета; медицинское свидетельство теперь может выдавать обычный врач, и до 45-ти летнего возраста медсвидетельство обновлять не нужно. Зато введены ограничения на максимальный вес воздушного судна — 2000 кг и количество пассажиров — не более 3-х, что вполне позволяет управлять большинством легких самолетов и вертолетов.
Еще одно изменение касается обладателей PPL: им будет разрешено проводить обучение (при наличии рейтинга инструктора) и получать за это оплату. Сейчас (в JAR) это запрещено — требуется, как минимум, свидетельство коммерческого пилота.
К сожалению многих британских пилотов, в проект Part-FCL не вошел IMC рейтинг (Instrument Meteorological Conditions). Он позволял летать в приборных метеорологических условиях в неконтролируемом пространстве класса G. Получение рейтинга для полетов по приборам (IR — instrument rating) в Европе достаточно сложное и недешевое занятие — требуется сдача набора экзаменов практически как для получения свидетельства линейного пилота и обязательно очное обучение, что далеко не все могут себе позволить.
Источник: Aerojetstyle