В нашей стране лишь в настоящее время формируется сообщество «пилотов-частников», летающих по своим делам и в свое удовольствие на законных основаниях. Когда-нибудь мы будем воспринимать это совсем обыденно, как например, в странах, где самолеты и вертолеты общей авиации* давно уже стали частью транспортной системы, как и миллионы автомобилей на дорогах.Всем известно, что лица, желающие стать полноправными участниками дорожного движения, обязаны получить удостоверения на право управления соответствующими транспортными средствами. В гражданской авиации действует аналогичный порядок: лица, успешно окончившие обучение и прошедшие летную подготовку, получают классификационное свидетельство пилота. Подобные документы можно получить в разных странах. Еще совсем недавно «пилотские» выдавали в Федерации любителей авиации России. Однако с 2004 г. Воздушным кодексом РФ определено подготовку пилотов вести в сертифицированных образовательных учреждениях (авиационных учебных центрах — АУЦ). Но, к сожалению, в нашей стране крайне мало АУЦ, где официально осуществляют подготовку пилотов-любителей. Поэтому россияне зачастую решают пройти обучение и получить лицензию частного пилота там, где это намного доступнее — за рубежом. Причем, пилотские «корочки» европейского или американского образца могут оказаться более предпочтительными…
Известны примеры, когда россияне, отправляясь заграницу на временное проживание или по ряду иных причин, для своего обучения целенаправленно выбирают иностранные летные школы. Именно о такой ситуации нам рассказал Рустем Аринов, когда он специально поехал в США, чтобы освоить профессию пилота (AJS №1, 2008). Продолжая начатую тему, наш собеседник Виктор Кукляев рассказал о своей учебе на частного пилота в «туманном Альбионе».
Справочник Where To Fly Guide
Чтобы беседа получилась содержательной, Виктор познакомил нас с Справочником-путеводителем по летным школам и клубам Великобритании Where To Fly Guide – 2008. Этот справочник выходит в качестве приложения к английскому журналу Pilot (специализированное издание об общей авиации) ежегодно в течение 22 лет.
В отношении справочника Where To Fly Guide поясним, почему именно на него обратил наше внимание Виктор Кукляев. Дело в том, что в Великобритании сводная информация о летных школах и клубах имеется только в печатном виде, т.е. подобного по содержанию материала нет в Интернете. В качестве подтверждения можно привести пример, взятый из раздела «Частых вопросов и ответов» официального сайта CAA. Вопрос: «У вас есть список летных школ и клубов в Великобритании?», ответ:
«Информацию о летных школах и клубах предоставляет журнал Pilot в мартовском приложении». Не менее показательно, что эту информацию также не найти и на сайте Британской AOPA (Aircraft Owners and Pilots Association). Там сказано, что её могут предоставить по запросу только членам Ассоциации. Уточним, что в данном случае речь идет именно о справочнике, в котором для каждой летной школы указываются не только её адрес, но и «ключи» — аббревиатура категорий выдаваемых пилотских лицензий, количество курсантов, типы воздушных судов, стоимость и виды обучения, другая дополнительная информация. Конечно, «голый» список английских аэроклубов и летных школ можно отыскать на веб-портале Flyer или на сайте Today"s Pilot. Но дальше вам придется заняться «прочёсыванием» Интернета самостоятельно и пересмотреть свыше трехсот ссылок. А причина банально проста — копирайт на опубликование Справочника летных школ (клубов).
Об основах английского летного обучения
Итак, в зависимости от выбранного летательного аппарата, частный пилот может получить свидетельство Private Pilots Licence по категориям: PPL(А) — на самолет (Aeroplane); PPL(H) — на вертолет (Helicopter), NPPL — (National) национальную лицензию на сверхлегкие летательные аппараты.
На старте обучения необходимо сдать 7 теоретических экзаменов: Воздушное законодательство (Air Law and Operational procedures); Основы летательных аппаратов и принципы полета (Aircraft General and Principles of Flight); Аэронавигация (Navigation); Метео рология (Meteorology); Функционирование летчика и ограничения (Human Performance and Limitations); Планирование полета (Flight Planning and Performance); Радиосвязь (Radio Telephony).
Программа наземной подготовки (ground training) осуществляется по учебно-методическим материалам Oxford Aviation Academy. Полный учебный комплект содержит 7 пособий на каждый раздел обучения и 8 CD-дисков.
Для допуска к полетам курсанту необходимо пройти медицинское освидетельствование (услуга платная). Какие требования предъявляются правилами JAR PPL к состоянию здоровья и где найти ближайшего врача, одобренного авиационными властями (approved doctor), можно посмотреть на сайте CA www.caa.co.uk или уточнить в летной школе. В дальнейшем, после получения PPL, периодичность медицинского освидетельствования (medical) будет зависеть от вашего возраста.
Стандартная программа первоначальной летной подготовки включает 45 часов, из которых 25 часов могут быть выполнены с инструктором. Также необходимо налетать минимум 10 часов самостоятельно (solo) и 5 часов маршрутных полетов (cross country). Став обладателем PPL, согласно требованиям JAA, пилоту необходимо каждые 2 года продлевать юридическую силу лицензии (ревалидация). Для этого положено во втором году от момента получения или ревалидации пилотского свидетельства иметь налет не менее 12 часов, включая один час с инструктором.
Среди английских летных школ есть несколько, где ведется подготовка на сверхлегких летательных аппаратах (flex and fixed wing microlights, light aircraft), на автожирах, гидросамолетах, а также на спортивных пилотажных самолетах (aerobatic club).
Следует отметить, что лицензию JAA PPL возможно получить не только в Великобритании, но и в других странах. Известно, что в США подготовка и лицензирование PPL осуществляется по стандартам FAA (по правилам 14 CFR Part 61 или Part 141). Сами стандарты JAA (Joint Aviation Authorities — Объединённое Управление Гражданской Авиации) и FAA (Federal Aviation Administration — Федеральная авиационная администрация США) отличаются, но лицензии PPL — JAA и FAA конвертируются одна в другую (conversions to JAA/FAA), чем и занимаются сами летные школы.
В мире есть ещё более десяти стран, где можно пройти обучение на PPL по английской программе: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Мальта, ЮАР, Франция, Испания и др. Но наибольшее количество таких летных школ в США: в справочнике Where To Fly Guide их перечислено свыше двадцати. Аналогично можно получить американскую лицензию PPL FAA в Англии, например, в летной школе «Солофлайт» в Хамберсайде.
Однако в Великобритании стоимость летного обучения существенно выше по сравнению с другими странами. Поэтому, в силу ограничений личного бюджета, некоторые резиденты предпочитают обучаться по JAA заграницей. В этом отношении выгодным вариантом обычно рассматривается США, прежде всего потому, что там процесс обучения отлажен давно, есть хорошие условия по погоде и относительно недорогие расценки в летных школах.
И всё же с российской позиции получение PPL в Великобритании имеет свои достоинства. Здесь летное обучение ведется на английском языке, тогда как в некоторых странах-членах JAA английский — лишь опция. Так, если пилот предполагает совершать международные полеты, то англоязычное обучение и практика радиообмена окажутся полезным стимулом, учитывая последние нововведения по языковым требованиям ИКАО. Да и опыт, накопленный многими британскими летными школами, довольно значительный. К примеру, Виктор Кукляев обучался в Jersey Aero Club (JAC), история которого берет начало в 1950 г. За время полувековой деятельности эта школа подготовила и выпустила тысячи пилотов.
Jersey Aero Club
В справочнике Where To Fly Guide указано: клуб JAC объединяет свыше 1000 членов, обучение в нем проходят 35 курсантов. Тренировочный флот летной школы составляют 6 самолетов Piper PA-28 (модели Warrior II и Archer III), по одному Piper PA-32 Cherokee Six, Cessna C150, Robin HR200, а также спортивно-пилотажный самолет De Havilland Chipmunk.
Подготовка осуществляется по стандартному курсу JAR Private Pilot Licence. Есть возможность получить к лицензии PPL дополнительные рейтинги: Night Rating and Instrument Meteorological Conditions (IMC) — полеты ночью и приборные полеты.
Особенность летной подготовки в JAC связана с расположением аэроклуба. Джерси (Jersey) — самый южный остров Британского архипелага. Это один из Нормандских островов (Channel Islands), находящийся в проливе Ла-Манш приблизительно в 100 милях к югу от Великобритании и всего в 14 милях от побережья Франции. Поэтому учебные полеты в основном совершаются над водной поверхностью. Летная школа JAC базируется на аэродроме международного аэропорта Джерси, который оборудован системами радионавигации VOR/ILS, NDB, а воздушное пространство в этом районе имеет классификацию от Class А до С. Интенсивность взлетов-посадок в «горячий» сезон доходит до 35 самолетов в час. Соответственно, у курсантов в таких непростых условиях формируются реальные навыки и умения пилотировать воздушное судно в насыщенном европейском небе. К тому же навигационные упражнения cross-country выполняются, в том числе, в иностранном воздушном пространстве над французскими Нормандией и Бретанью. Безусловно, это очень ценный опыт для начинающих пилотов, поскольку они регулярно отрабатывают флайт-планы международных полетов, а также практикуются в ведении радиосвязи с диспетчерскими службами разных государств.
Ещё одна из известных примечательностей этого места — ежегодное международное авиашоу Jersey International Air Display. Воздушный показ проводится на южном побережье острова в заливе С-Aubin"s. Там сама природа создала фантастический естественный амфитеатр. С разных точек и под разными ракурсами зрители наблюдают за демонстрационными полетами современных и ретро-самолетов, которые прилетают сюда из Бельгии, Ирландии, Франции, Нидерландов, России, Великобритании и Соединенных Штатов. В 2008 г. проведение очередного авиашоу в Джерси запланировано на 11 сентября (www.jerseyairdisplay.org.uk).
Телефонный эксперимент
Так как Виктор учился в Великобритании несколько лет назад, то после рассказа о своем опыте обучения в JAC, он решил уточнить некоторые вопросы и набрал телефонный номер аэроклуба в Джерси.
— Здравствуйте! Я звоню из Москвы. Меня зовут Виктор.
— Добрый день! Вам отвечает Дэйл.
— Скажите, у вас сейчас иностранцы свободно могут проходить обучение?
— У нас нет никаких ограничений в отношении иностранных студентов. И с россиянами тоже никаких проблем, можете приезжать учиться.
— А сколько сейчас это стоит?
— Давайте я запишу Ваш адрес, и все подробные расценки отправлю по электронной почте. Но эти цифры будут в пределах тех, что обозначены в вашем справочнике.
— Смогу ли я уложиться в срок 21–30 дней?
— Да, это вполне возможно, чтобы окончить полный курс.
— А сколько в день я могу летать максимально по продолжительности? Есть ли какие-нибудь ограничения? Могу ли я, например, летать круглые сутки, чтобы побыстрее набрать положенные часы?
— Нет, круглые сутки летать Вы не сможете, поскольку для учебных полетов аэропорт работает с 8 утра до 8 вечера, и в эти часы надо укладываться. Однако у нас есть опыт двух продолжительных уроков в день. За первые три часа полетов курсанты делают с инструктором по 30–40 заходов на посадку. Потом перерыв — послеполетный брифинг. Затем снова полеты — то есть, предоставляем возможность летать в две смены. Но здесь многое будет зависеть и от Вашего самочувствия.
— В какой сезон мне лучше приезжать, чтобы была хорошая погода?
— Летом. А самое лучшее — выбирайте август.
Так, в общих чертах, прошел разговор с представителем Jersey Aero Club. В заключение Виктор дал некоторые рекомендации тем, кто действительно собирается получить летное образование в Великобритании.
— Нужно заранее связаться с выбранной летной школой и высказать серьёзность своих намерений, и, если будут выполнены обоюдные договоренности, то школа официально пригласит кандидата на учебу.
Советую заблаговременно заказать себе учебные пособия и диски. Нужно особенно хорошо отработать англоязычную терминологию и авиационный сленг. Даже если у вас есть какой-либо опыт летной подготовки, тем не менее, быстро и точно понимать, о чем идет речь, вы сможете только при условии уверенного владения иностранным профессиональным языком.
С другой стороны, важно не только понимать своего инструктора, но и свободно участвовать в радиообмене. Обратите внимание, не случайно в Оксфордском пособии для пилотов выпущены два диска по радиотелефонной связи (RT Comms): один ICAO/JAR-FCL, а другой для PPL/CPL/ATPL, летающих именно в воздушном пространстве (UK) Великобритании.
Беседовал Сергей Лелеков
Комментарий Владимира Тюрина, члена Правления АОПА-Россия
— Нужно отметить, что европейская система выдачи пилотских свидетельств находится на пороге реорганизации. Регулирование выдачи свидетельств переходит к EASA (European Aviation Safety Agency), а система JAA перестает существовать. Проект соответствующего нормативного акта (Part-FCL) опубликован на сайте EASA и находится на стадии публичных обсуждений, которое закончится 5-го сентября 2008 г., а в начале 2009 г. нормативный акт должен вступить в силу. После этого все владельцы свидетельств, выданных в соответствии с правилами JAR, должны будут поменять свидетельства в соответствии с новыми правилами Part-FCL.
Из заметных нововведений стоит отметить новую категорию свидетельства — LPL (leisure pilot license). Получить его станет проще: уменьшены требования по необходимым часам налета; медицинское свидетельство теперь может выдавать обычный врач, и до 45-ти летнего возраста медсвидетельство обновлять не нужно. Зато введены ограничения на максимальный вес воздушного судна — 2000 кг и количество пассажиров — не более 3-х, что вполне позволяет управлять большинством легких самолетов и вертолетов.
Еще одно изменение касается обладателей PPL: им будет разрешено проводить обучение (при наличии рейтинга инструктора) и получать за это оплату. Сейчас (в JAR) это запрещено — требуется, как минимум, свидетельство коммерческого пилота.
К сожалению многих британских пилотов, в проект Part-FCL не вошел IMC рейтинг (Instrument Meteorological Conditions). Он позволял летать в приборных метеорологических условиях в неконтролируемом пространстве класса G. Получение рейтинга для полетов по приборам (IR — instrument rating) в Европе достаточно сложное и недешевое занятие — требуется сдача набора экзаменов практически как для получения свидетельства линейного пилота и обязательно очное обучение, что далеко не все могут себе позволить.
Источник: Aerojetstyle