Как заказать бизнес-чартер? Потратить долгие часы, перелистывая многостраничные справочники и просматривая результаты поиска в сети, прозванивая десятки авиакомпаний и рассылая многочисленные электронные письма? Затратить кучу времени, запутаться в типах самолетов и названиях авиакомпаний, пока в конце концов не зарябит в глазах от многозначных цен? Или, сняв с себя головную боль, обратиться к брокеру и заплатить существенно большие деньги? – Ну, нет, скажете Вы, ведь мы живем в эпоху высоких технологий, виртуальной реальности и Интернет! И будете правы.
Не отходя от компьютера в наши дни можно приобрести все, что угодно – от продуктов питания до предметов роскоши, от контрамарки на концерт до билета в первый класс любой авиакомпании мира. Он-лайн системы сделали процесс заказа и покупки простым и удобным. Интернет-магазины угрожают в будущем потеснить магнатов сетевого ритейла. Как же обстоит дело в сфере бизнес-авиации? Мы решили разобраться в хитросплетениях всемирной паутины.
Кто есть кто?
Если набрать в поисковике Google фразу «заказ самолета», то список результатов будет содержать около 27 300 ссылок. Эта или подобные фразы, набранные на английском, выдают вариантов в 5—6 раз больше. Немудрено запутаться. Однако при ближайшем рассмотрении все это море сайтов можно разделить на три понятные категории.
Во-первых, значительную часть составляют веб-представительства компаний-брокеров, которые являются посредниками между заказчиком рейса и оператором воздушного судна. Во-вторых, это собственно сайты авиакомпаний. И, в-третьих, это гораздо более редко встречающиеся сайты, представляющие собой независимые торговые площадки, которые позволяют встретиться покупателю и продавцу, клиенту и поставщику услуг.
Брокеры
В русскоязычном Интернете сайты брокерских компаний, как правило, имеют лишь некую форму обратной связи. Заполнив поля такой формы, клиент составляет более или менее подробный запрос на выполнения рейса, который отсылается по электронной почте брокеру. Примером таких сайтов могут служить www.eastunion.ru («Ист Юнион), www.vip-aero.ru («Бизнес Авиация), www.planeta.aero (Авиагруппа «Планета»). Как правило, у опытных брокеров существует солидная база авиакомпаний, непосредственно эксплуатирующих самолет, обработав предложения этих компаний, брокер подготавливает собственное, которое и предлагается вниманию клиента. Такой способ трудно назвать шедевром интернет-технологий, он практически идентичен отправке письма по обычной электронной почте. Кроме того, на российском рынке сейчас больше сотни брокерских компаний, в том числе и небольших фирм-однодневок, а работа с незнакомой компанией часто бывает рискованна. Как правило, брокера выбирают по рекомендации или основываясь на собственном опыте, а не только по качественно сделанному красивому сайту.
Интернет-представительства брокеров очень любят маскироваться под сайты авиакомпаний. Отличить веб-старницу брокерской компании иногда можно изучив раздел под названием «Наши самолеты», «Чартерный флот» или иным подобным. Флот авиакомпаний бизнес-авиации как правило насчитывает несколько единиц, очень редко превышает десяток машин, брокеры же представляют практически все существующие модели. Другой характерный признак – отсутствие конкретной информации о бизнес-джете, например, не указывается регистрационный номер, год выпуска и т.п.
Другой способ продажи рейсов через интернет, который можно встретить на сайтах профессиональных посредников – это так называемые списки Empty Leg, перечни свободных перегонов, то есть участков маршрута, по которым тот или иной самолет следует без пассажиров. В целях более эффективного использования воздушного судна авиакомпании стараются сократить количество подобных перегонов и пытаются найти попутчиков, предлагая организовать перелет по совпадающему, или близкому к маршруту перегона направлению по сниженной цене. Получая такую информацию, брокеры могут публиковать ее на собственных сайтах, опять же выступая посредником между клиентом и авиакомпанией.
Направляя запрос брокерской компании, следует помнить, что за организацию рейса посредник возьмет комиссию, размер которой зависит от общей стоимости перелета. С другой стороны, следует рассчитывать на то, что брокер позаботится обо всех вопросах по сбору информации о предложении на рынке, ценах и всех нюансах, связанных с организацией перелета. Помощь профессионала в заказе бизнес-чартера делает весь процесс более удобным для клиента, однако, в финансовом плане это не самый экономичный путь.
Авиакомпании
На сайтах российских авиакомпаний бизнес-авиации, эксплуатирующих собственный парк воздушных судов, заказчик в лучшем случае также столкнется лишь с более или менее детализированной формой обратной связи. Для разнообразия иногда может предлагаться интерактивная карта расстояний или примерный калькулятор стоимости перелета. Коммерческий отдел компании получает сообщение, в котором указаны график, маршрут, иногда дополнительные требования и контактные данные клиента. Лишь после этого сотрудники проверят техническую возможность выполнения полета, рассчитают его стоимость и предложат возможные варианты. Клиент получает информацию о возможности выполнения рейса и его стоимости не в режиме реального времени, а только после обработки его запроса компанией.
Да и в мировом масштабе форма он-лайн бронирования чартера реализована лишь у единичных авиакомпаний. Ярким примером этого может служить сайт американской Sentient Flight Group (Privatejets.com), на котором заказчику представлена реальная возможность бронирования самолета из парка компании в режиме реального времени. Естественно, для доступа к такого рода сервису необходима предварительная регистрация. Правда, для российского клиента самолеты Sentient Flight, базирующиеся в США, вряд ли могут представлять значительный интерес.
Заказ рейса напрямую у авиакомпании может обойтись дешевле, чем при обращении к брокеру. Но, чтобы получить полную картину предложения на рынке придется связаться с большим числом операторов, парк которых в среднем состоит из 1—3 самолетов.
Независимые площадки
Теперь, пожалуй, мы подходим к самому интересному. А именно – к сайтам, предлагающим наиболее, на наш взгляд, удобные и функциональные сервисы. Эти ресурсы представляют собой независимые площадки, своеобразное место встречи спроса и предложения. Терри Купер, руководитель одного из таких сайтов – CharterMatrix, например, в интервью журналу «Business Jet Traveler» отметил: «Мы сами не покупаем рейс и никаким образом не вовлечены в его продажу. Мы даем возможность чартерным компаниям и заказчикам сделать это самостоятельно».
Из более чем десятка подобных ресурсов мы рассмотрим лишь несколько ведущих, из которых AirCharterGuide, CharterX и CharterMatrix родом из США, Avinode имеет европейскую прописку, а JETS.ru – ориентирован в первую очередь на российских клиентов. Конечно, даже на этих порталах невозможно также просто и быстро сделать покупку, как, например, приобретая понравившийся фильм или музыкальный альбом в интернет-магазине. Но это обусловлено самой спецификой чартерного рынка и нисколько не зависит от уровня развития IT-технологий. Как же реализуется заявленный принцип площадки для встречи спроса и предложения на каждом из этих сайтов?
На портале AirCharterGuide представлена очень солидная база авиакомпаний бизнес-авиации и брокеров со всего мира. Специальный сервис позволяет получить информацию по предложениям на рынке, включая стоимость перелета, в соответствии с индивидуальными параметрами. Функция поиска по сайту дает возможность отыскать информацию по авиакомпаниям и их парку, по брокерам в различных регионах, или найти авиакомпанию, эксплуатирующую какой-либо конкретный тип воздушного судна.
База данных портала СharterX содержит информацию о более 1,5 тыс. самолетов почти 150 авиакомпаний. Каталог брокеров и операторов, функция поиска поставщика услуг по конкретному аэропорту дополняет возможности сайта. Отдельный небольшой раздел посвящен новостям деловой авиации.
Похожие сервисы реализованы и на сайте CharterMatrix. Кроме того, этот портал отличается от других тем, что зарабатывает не только на предоставляемых сервисах, но и на продаже рекламы. Еще одно отличие – возможность поиска предложений и пустых перегонов при помощи карты. Выбрав определенный регион, клиент получает список актуальных предложений привязанных именно к этому географическому району.
Европейский подход демонстрирует лидер в данном регионе – портал Avinode. Список пустых перегонов самолетов как бизнес-класса, так и грузовых, возможность получить картину предложений на рынке по индивидуальным параметрам и ознакомиться с каталогом компаний-участниц чартерного рынка – все это доступно зарегистрированным пользователям системы. Функции сайта, в отличие от демократичных заокеанских аналогов, ориентированы на профессионалов рынка. Avinode прежде всего нацелен на региональный европейский рынок, поэтому гораздо более привлекателен именно для клиентов из Старого Света.
Российский портал JETS.ru, представленный сообществу бизнес-авиации год назад, взял курс в первую очередь на российских клиентов, и на непосредственных заказчиков чартера в большей степени, чем на брокеров. Именно поэтому мы остановимся на нем немного подробнее. Актуальный список Empty Legs – пустых перегонов из городов России, СНГ, Европы и Ближнего Востока доступен даже незарегистрированному пользователю, который, выбрав подходящий вариант и добавив необходимые комментарии, может одним кликом мышки отправить запрос напрямую в компанию, предоставившую эту информацию. Для доступа к системе заказа бизнес-чартера, в базу данных которой входят наиболее активные отечественные и зарубежные участники российского рынка, необходима предварительная регистрация. Система включает в себя свыше 80 самолетов бизнес-класса (большинство из которых базируется в Москве), представленные почти 40 авиакомпаниями. В каталоге портала содержится информация об участниках рынка бизнес-авиации в целом, а не только его чартерного сегмента, то есть о производителях самолетов и вертолетов, продавцах, хэндлинговых компаниях, технических центрах и т.п.
JETS.ru также представляет самую масштабную в российском Интернете площадку по продаже вертолетов и самолетов бизнес-класса, общую информацию о которых можно получить в он-лайн каталоге. Кроме того, в информационном разделе портала всегда доступны свежие новости и другие информационно-аналитические материалы. Главное отличие JETS.ru состоит в том, что на одном сайте собран целый комплекс инструментов для работы на рынке деловой авиации – от заказа чартера до покупки собственного самолета.
В целом, независимые площадки открывают своим клиентам удобный и экономичный способ заказа бизнес-чартера. Информация о предложениях и ценах от многих авиакомпаний дает верную картину реальной ситуации на рынке и оставляет заказчику право выбора наиболее подходящего варианта. Использование он-лайн системы также избавляет от многочисленных звонков или долгих поисков в интернете, расходов на оплату посредника. Кстати, плата за пользование системой может взиматься по-разному – от комиссии после заказа конкретного рейса до постоянной абонентской платы, но в любом случае ее размер значительно меньше, чем среднее вознаграждение брокера.
Выбор за Вами
Надеемся, что теперь Вы получили некоторое преставление о том, что ожидает Вас после набора в строке поисковика фразы «заказ самолета». Все результаты улягутся в рамки нарисованной нами схемы: брокеры, авиакомпании и независимые площадки. Если Вы готовы платить лишнее за то, чтобы избавиться от самостоятельного мониторинга рынка и дополнительных организационных вопросов – смело обращайтесь к брокеру. Но лучше, если эта компания будет Вам кем-либо рекомендована. Возможность получить плохой сервис за большие деньги в этом случае достаточно велика. Если же в запасе есть время, а за плечами некоторый опыт, можно обратиться напрямую к авиакомпаниям, но не факт, что результат, полученный самостоятельно, окажется оптимальным. Наконец, если Вы хотите получить доступ к инструменту, позволяющему сэкономить время и деньги, то использование сервисов независимых систем заказа бизнес-чартера может оказаться оптимальным вариантом. Выбор конкретной площадки зависит от Ваших собственных предпочтений.
Автор: Алексей Королев