Летать по-честному готовы владельцы частных самолетов, но государство пока не торопится разрабатывать законы для авиации общего назначения

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Добились многого, решили массу проблем и достигли поставленной цели - полностью освоили технологию сборки сверхлегкого самолета-амфибии. Считаю, что построить с нуля авиационный завод на ровном месте да еще за такой короткий срок - это, действительно успех.

Татьяна Канахина: АВИАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ - ими СТАНОВЯТСЯ. ГЛАВНОЕ - БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧИТ ПРЕДПРИЯТИЕ "СТАТУС-АвиА", ПРОИЗВОДЯЩЕЕ СВЕРХЛЕГКИЕ САМОЛЕТЫ-АМФИБИИ CA-I "СТАТУС". ПРОСТОТА В УПРАВЛЕНИИ, ЛЕГКОСТЬ В ОБУЧЕНИИ. 60 МЕТРОВ ПРОБЕГА - И ВЫ В ВОЗДУХЕ. МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ - 200 КИЛОМЕТРОВ в ЧАС. ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА - 670 КИЛОМЕТРОВ. ХОТИТЕ - в ЛЕСА, ХОТИТЕ - НА ОЗЕРА, ТУДА, ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА. "СТАТУС-АВИА" ВОПЛОЩАЕТ МЕЧТУ В ЖИЗНЬ, О ТОМ, ЧТО УЖЕ ДОСТИГНУТО, А ЧТО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ, "РГ" РАССКАЗАЛ ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ ВЛАДИМИР БУРЦЕВ.

Татьяна Канахина: Владимир Александрович, какими успехами гордится "Статус-Авиа"?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Добились многого, решили массу проблем и достигли поставленной цели - полностью освоили технологию сборки сверхлегкого самолета-амфибии. Считаю, что построить с нуля авиационный завод на ровном месте да еще за такой короткий срок - это, действительно успех.

В том, что такой сложный и интересный проект состоялся, заслуга не одного конкретного человека, а целой команды людей, которые любят небо и авиацию. Я признателен за помощь генеральному директору НПО "Автоматика" Леониду Шалимову и главному инженеру объединения Виктору Костромину.

Можно сказать, что за прошедший год в "Статус-авиа" сформировался штат высококлассных специалистов, которые способны выпускать воздушное судно, отвечающее всем требованиям федеральных авиационных правил. Это подтверждено сертификационным центром Московского авиационного института - CA-I "Статус" имеет свидетельство о летной годности.

Татьяна Канахина: А что можно сказать о безопасности вашего самолета?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Как правило, подводит не техника, а люди. По статистике, в 90 процентах случаев причиной воздушных инцидентов становится "человеческий фактор". Если "Статусом" управляет квалифицированный пилот, безопасность обеспечена. Размах и площадь крыла позволяют произвести посадку с выключенными двигателями, в таком режиме CA-I просто планирует в воздухе. Кроме того, у самолета два двигателя, и, даже если один выйдет из строя, "Статус" может спокойно лететь на одном с набором высоты. Это немаловажно, потому что далеко не все сверхлегкие самолеты способны на такое. Корпус воздушного судна сделан из цельного пластика - на нем нет сварных швов, болтовых соединений, которые могут при сильном ударе о землю разойтись. И в принципе в какой-то экстренной ситуации можно произвести посадку на фюзеляж, поскольку самолет имеет форму лодки. Ко всему прочему, "Статус" можно оборудовать спасательной системой, которая позволит при необходимости опустить воздушное судно вместе с ! экипажем на парашюте.

Татьяна Канахина: Сколько машин в год ваше предприятие может выпускать?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Сейчас, не меняя технологии и не увеличивая количества рабочих мест, - шесть машин. При наличии заказа и без ущерба для качества мы можем производить ежегодно 12 воздушных судов в стандартной комплектации.

Но наши специалисты в силах выполнить любые пожелания заказчика. К примеру, можно установить компьютерную систему контроля работы двигателя, автопилот, систему навигации и связи, можно отделать салон ценными породами дерева и кожей.

Татьяна Канахина: Цены на автомобили растут, самолеты тоже дорожают?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Пока повышать стоимость нашего изделия не планируем. Сегодня CA-I "Статус" продается за 120 тысяч евро. Зарубежные аналоги стоят раза в два дороже.

Татьяна Канахина: Иностранцам интересен ваш самолет?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Да. Сейчас мы активно общаемся с компаниями, которые профессионально торгуют авиационной техникой, и уже есть предварительные договоренности на поставку самолетов в Австралию - амфибией заинтересовались австралийские государственные спасательные службы. "Статус" очень удобен для патрулирования прибрежной зоны: самолет может садиться и взлетать как с земли, так и с воды. Кроме того, это экономичный аппарат - за час полета "съедает" всего 30 литров обычного автомобильного топлива АИ-95. а за рубежом, как известно, привыкли считать деньги.

Татьяна Канахина: А отечественные госструктуры есть в списке ваших клиентов?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Пока нет, но надеюсь, скоро ситуация изменится. "Статус-Авиа" ведет переговоры с правительством Якутии о поставках CA-I - северяне изъявили желание приобрести не менее десятка самолетов-амфибий. Уральские чиновники относятся к CA-I "Статус" недоверчиво. Но так происходит всегда, когда появляется что-то новое. Годами российские министерства и ведомства покупали вертолеты Ми-8. Машина, безусловно, достойная, но она неэкономичная: расход топлива - одна тонна на час полета. Кроме того, ей необходим экипаж из трех человек. Нашему самолету требуется всего один пилот.

Татьяна Канахина: Кто покупает ваш самолет?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Достаточно состоятельные люди, которые уже пресытились, как я говорю, "игрушками для взрослых", то есть снегоходами, болотоходами, моторными лодками, мотоциклами. Вся эта техника не дает возможности преодолевать длительные расстояния за короткий срок. Амфибия позволяет человеку, ведущему активный образ жизни, в любой момент улететь с семьей или друзьями на рыбалку, охоту или просто на отдых в девственные леса, в экологически чистый район. Взлететь можно с аэродрома "Балтым", где наши специалисты полностью обеспечат готовность самолета к полету. Представьте, какой-то час - и вы уже на озерах, к которым нет даже дороги!

Другая категория наших покупателей -это продвинутые предприниматели: газовики, нефтяники и все те, кто осваивает Север.

Татьяна Канахина: Планами на 2006 год поделитесь?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Амбициозных планов нет: будем работать, развиваться сами и развивать рынок авиационной техники. Хотелось бы пройти процедуру сертификации нашего воздушного судна как типа. Сегодня мы сертифицируем CA-I "Статус" как единичный экземпляр, то есть комиссия принимает каждую машину. Документ, о котором я говорю, нужен для того, чтобы нашу технику было проще продавать.

Татьяна Канахина: Какой подарок в новом году хотел бы получить директор предприятия "Статус-Авиа"?

Владимир Бурцев, директор предприятия Статус-Авиа: Думаю, что не только я, но и все производители авиатехники хотели бы получить от государства подарок в виде некоего нормативного акта, которым бы авиация общего назначения была отделена от эксплуатантов других видов воздушных судов.

Этот документ мог бы упростить процедуру сертификации самолета, получения свидетельства эксплуатанта АОН, разрешить авиации общего назначения заниматься коммерческой деятельностью. В таком случае само государство получит только пользу - не будет несанкционированных полетов, появятся организации, с которых можно будет спросить, гражданская авиация станет активнее развиваться, возникнут дополнительные возможности для привлечения частного капитала в эту сферу. Может быть (улыбается - прим. hem.), в следующем году авиаторы такой пакет документов найдут под елкой.

Источник: UP-MONITOR