У современной ситуации с мировым дефицитом вертолетов есть один положительный момент – она чрезвычайно выгодна инвесторам, которые отважатся вложить средства в акции мировых вертолетных компаний.
В опубликованной в прошлогоднем ноябрьском номере «Вертолетной индустрии» статье «Шельф, оффшор, вертолет» очень четко была сформулирована главная причина столь острой нужды в вертолетах. Она сводится к уверенному росту оффшорной нефтедобычи. Эта же тема была затронута и в недавнем, 12-м, майском номере американского делового журнала Fortune в статье «Вертолетный кризис». В ней приводится анализ того, как увеличение добычи нефти и газа с морских платформ привело к повышению спроса на вертолеты. Именно бум морской нефтедобычи вместе с повышением спроса на вертолеты для частных перевозок вызвал мировую нехватку вертолетов и запчастей для них.
На основании прогнозов прибылей таких компаний, занимающихся морским бурением, как Transocean, Diamond Offshore Drilling и Noble, легко предположить, что бум оффшорной добычи нефти и газа продлится еще в течение многих лет. Скажем, компания Transocean за I квартал 2008 года заработала $1 млрд, а прибыль Diamond Offshore Drilling за последние 16 месяцев возросла более чем на 70%. Если рост цен на нефть повышает инвестиционную привлекательность компаний морской нефтедобычи, то и вертолетные компании, в свою очередь, могут стать лакомым куском для инвесторов. Конечно, эта масштабная взаимосвязь выглядит несколько сложнее, но производство вертолетов прочно занимает в ней свое место.
Особенность российской ситуации в этой цепочке – от шельфовой добычи нефти к вертолетам – имеет несколько сторон. Акции наших вертолетных предприятий (теперь единого холдинга) не котируются на мировых биржах. IPO (первичное публичное размещение акций) ОАО «Вертолеты России», и к тому же на российской площадке, – лишь в проекте. Но первый шаг к IPO уже сделан – это само создание холдинга. По мнению аналитиков, из всех сегментов ГК «Ростехнологии» ОАО «Вертолеты России» – самая готовая к размещению акций компания. С другой стороны, у России имеется всего один пригодный для оффшорной добычи вертолет – Ми-8 и его модификации. И требования нефтяников быстро растут. Журнал Fortune упоминает четыре популярные модели вертолетов: S92 и S76 компании Sikorsky, используемые фирмами, ведущими морскую нефтедобычу; более компактный AW119 Ke, используемый очень многими транспортными операторами, и большие Boeing Chinook для перевозки гражданских грузов. Конечно, этот список неполный. По американскому обыкновению сюда не попал ни один «Еврокоптер».
Из всего сказанного об отечественном проекте вытекает, что «Вертолеты России» станут доступными для рядовых инвесторов нескоро, да и привлекательность будущих российских вертолетных бумаг пока под вопросом.
А как обстоит дело с западными компаниями, чьи вертолеты так или иначе задействованы в этом буме, и покупка и обладание чьими акциями выгодна для инвесторов?
Из перечня открытых акционерных, частных и международных вертолетных компаний следует сразу отделить частные компании, доступ к которым могут иметь лишь частные акционеры с большими карманами или хедж-фонды. Это и Robinson Helicopter Company, «производящая больше вертолетов ежегодно, чем все другие североамериканские производители вместе», как сказано на веб-сайте компании, а также Enstrom Helicopter, RotorWay International, Brantly и MD Helicopters.
Далее идем по открытым акционерным компаниям, доступным для обычных частных инвесторов по всему миру. Компания номер один – Sikorsky Aircraft, она является подразделением многоотраслевой промышленной компании United Technologies (UTX) и производит знаменитый вертолет «Черный Ястреб», а также почти половину из всех морских вертолетов, используемых в вооруженных силах по всему миру. Сразу за ней идет компания Boeing, производящая уже упомянутый Chinook.
Модель AW119 Ke производится компанией AgustaWestland, подразделением итальянской компании Finmeccanica. Прибыль компании Finmeccanica в 2007 году составила 13,429 млрд евро, в годовом исчислении прирост составил 8%, чистая прибыль увеличилась на 49% до 503 млн евро по сравнению с 337 млн евро в 2006 году. На разных биржах компания Finmeccanica котируется как [FNA.L] в Лондоне, [FNC.ML] – в Милане, [FMNB.BE] – в Берлине, а также как (FINMF.PK) на внебиржевом рынке ценных бумаг. Помимо вертолетов компания также участвует во многих сферах – от производства высокоскоростных поездов до обеспечения национальной безопасности в Соединенных Штатах. Еще компания ведет переговоры по приобретению компании по производству продукции военного назначения DRS Technologies (DRS) из Нью-Джерси. Если есть сомнения по поводу вложения средств в оборонную компанию, то тогда Finmeccanica – это не ваш выбор, так как она получает большую часть своего дохода от производства электронной аппаратуры военного назначения. Производство вертолетов является второй самой большой сферой деятельности компании, на которую в 2007 году пришлось 22% прибыли.
Если инвестор предпочитает простую игру, то вместо большой промышленной компании, как, например, United Technologies, или вместо компании, входящей в список LSE (Лондонская фондовая биржа), он может попробовать такую компанию следующего эшелона, как Kaman Aerospace (KAMN) – вертолетную промышленную компанию, котируемую в Nasdaq. Компания известна как разработчик и производитель противолодочного вертолета SH-2G Seasprite. Ее рыночная капитализация составляет $666,71 млн, при этом ее привлекательность базируется на высоком коэффициенте цены –прибыли и дивидендном доходе выше среднего.
Еще одна компания заслуживает интереса – это Bell Helicopter, дочернее предприятие аэрокосмического гиганта Textron (TXT). По версии журнала Fortune, Textron заняла первое место в списке самых уважаемых компаний Америки в 2008 году в категории авиакосмической и оборонной промышленности. Дополнительное преимущество инвестирования в Textron заключается в возможности для вкладчика войти в сегмент производства новых легких реактивных двигателей, так как компания также занимается производством реактивных самолетов линии Cessna.
Гигант европейской авиации EADS, больше известный по дочерней компании Airbus, также имеет вертолетное подразделение Eurocopter, которое производит различные модели гражданских и военных вертолетов. EADS можно найти на различных международных рынках, например в Париже и Франкфурте. После неудач, вызванных задержкой запуска суперлайнера A380, стоимость акций падала с 2006 года и сейчас находится на уровне, который не наблюдался с 2003 года. И это притом, что EADS – бесспорный лидер по ежегодному росту заказов и продаж как самолетов, так и вертолетов.
По текущим оценкам открытых акционерных вертолетных компаний, три из них можно было бы смело выбрать для вложения капитала. По предполагаемому росту доходов в 2008 году лидируют Textron (13,3%) и Kaman (9,3%), сразу за ними – United Technologies (9%). Для сравнения: терпящий убытки EADS обещает рост не менее 2,25%. Именно из-за того, что некоторые корпорации представлены смешанными активами, растущий вклад вертолетных подразделений нивелируется убытками других подразделений.
Подведем итоги. Вертолетные компании по всему миру обещают впечатляющий рост доходности, как непосредственно связанные, так и далекие от оффшорной нефтедобычи. Морской промысел был лишь точкой роста. У рынка есть интерес к новым вертолетам вообще, и инвесторы этот интерес поддерживают. Как всегда, напрашивается пожелание, чтобы Россия не отставала от мировой тенденции и постаралась заработать вовремя. Организационно это могло бы выразиться в своевременном и обстоятельно подготовленном размещении акций российского вертолетного холдинга.