Бизнес-джеты: вторичный рынок остывает

Если весной лишь наиболее пессимистично настроенные аналитики предсказывали спад ажиотажного спроса на вторичном рынке деловой авиатехники, то с началом осени остывание рынка стало заметно всем. В отчете агентства J.P. Morgan отмечается, что количество выставленных на продажу самолетов достигло пикового показателя за последнее пятилетие и значительно превысило число сделок по всем классам бизнес-джетов (19 из 23 моделей, по которым ведется мониторинг). Аналитики компании указывают на снижение цен на вторичном рынке, что неизбежно негативно повлияет на рынок новой техники. Согласно отчету, с 2011 г. следует ожидать постепенного снижения темпов производства.

Если весной лишь наиболее пессимистично настроенные аналитики предсказывали спад ажиотажного спроса на вторичном рынке деловой авиатехники, то с началом осени остывание рынка стало заметно всем. В отчете агентства J.P. Morgan отмечается, что количество выставленных на продажу самолетов достигло пикового показателя за последнее пятилетие и значительно превысило число сделок по всем классам бизнес-джетов (19 из 23 моделей, по которым ведется мониторинг). Аналитики компании указывают на снижение цен на вторичном рынке, что неизбежно негативно повлияет на рынок новой техники. Согласно отчету, с 2011 г. следует ожидать постепенного снижения темпов производства.

В качестве самого существенного фактора называется нестабильная экономическая ситуация в США и, как следствие, снижение доходов корпораций. Степень влияния кризиса американской экономики на глобальный рынок определит тяжесть последствий для производителей.

«Кризис оказывает негативное влияние на США, там и наблюдается существенное увеличение числа выставленных на продажу самолетов и снижение ценовых уровней, — соглашается с американскими аналитиками генеральный директор компании Jet Trading Group (ранее Vipport Consulting) Артем Пастухов. — Так, в сегменте легких реактивных самолетов уже начался массовый сброс. Среди приблизительно 35 выставленных на продажу Learjet 60 есть самолеты 2004 г. по цене около 7,5 млн долл.».

По словам Пастухова, на международных рынках тенденции массовых продаж бывшей в эксплуатации техники пока не очевидны. Однако даже при отсутствии заметного превышения предложения над спросом на глобальном рынке снижение цен в США приведет к повсеместной ценовой коррекции.

«Скорее всего, кризис негативно отразится и на продажах новых самолетов, — полагает Артем Пастухов, — но для производителей это будет не критично, так как портфели заказов переполнены на несколько лет вперед. Спекулянтам же придется поумерить свои аппетиты по премиям на перепродажу очередей на поставку новых самолетов».

Источник: Авиатранспортное обозрение