Власти намерены поддержать отечественные авиакомпании, которые оказались в непростой ситуации из-за экономического кризиса и высоких цен на авиатопливо. Помимо обещания открыть доступ к кредитам правительство собирается временно отменить пошлины на ввоз импортной авиатехники, что позволит авиаперевозчикам существенно сэкономить на таможенных платежах.
Правительство предлагает в течение полугода не взимать таможенные пошлины на иностранную авиатехнику. По словам вице-премьера Сергея Иванова, во всем мире в последнее время, в том числе из-за высокой стоимости авиационного керосина, объем пассажирских перевозок мировым авиационным транспортом сокращается. По его словам, в России пассажиропоток с начала года вырос на 16%. Это «хорошо для экономики, но парк самолетов изношен».
Для того чтобы улучшить финансовое состояние авиакомпаний, правительство собирается отменить ввозные пошлины на воздушные суда иностранного производства при условии заключения соглашения с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) на поставку аналогичных воздушных судов российского производства.
Также в минувшую пятницу Минтранс предложил предоставить авиакомпаниям отсрочку на 18 месяцев по уплате таможенных пошлин и НДС за иномарки и комплектующие к ним без предоставления обеспечения обязательств по их уплате. «Такая возможность у нас предусмотрена в кодексе, все легально и возможно. Это позволит авиакомпаниям быстрее обновлять парк, более экономично распоряжаться своими ресурсами», — отметил Сергей Иванов. Минтранс также предложил установить срок таможенного оформления запасных частей для воздушных судов не более суток с момента поступления на таможенные склады. В ОАК не комментируют появление новой схемы по отмене ввозных пошлин.
Помимо этого правительство и Минтранс намерены рекомендовать кредитным организациям с государственным участием осуществлять кредитование авиапредприятий для поддержания их операционной деятельности по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 5%. Как отметил Сергей Иванов в ходе встречи с президентом Дмитрием Медведевым, предполагается выдавать государственные кредиты на приобретение топлива и осуществление всей текущей деятельности авиакомпаний-перевозчиков.
Участники рынка одобряют предложения правительства. «Давно надо было отменять пошлины, — восклицает крупнейший частный акционер «Аэрофлота» Александр Лебедев. — Ошибочно было не отменять, так как все самолеты, которые российский авиапром производит, покупаются. Пошлины защищали граждан от недорогих полетов на хороших иностранных самолетах». Декларация была сделана вовремя, все нормальные перевозчики все еще имеют достаточную ликвидность, но наличие возможности кредитования по рыночной ставке на уровне 14—15% будут приемлемы, отмечает РБК daily гендиректор Red Wings Константин Тетерин. «Финансирование оборотных средств — вещь потрясающая. Все капитальные инвестиции будут идти от акционеров, а финансирование текущей деятельности — за счет кредитов банков», — отмечает глава Red Wings.
«Меры адекватные и приняты не слишком поздно», — отмечает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Очень хорошо, что правительство открыло кредитные линии. Это оперативная адекватная реакция, которую авиакомпании ждали. В последние пару недель большинство банков закрыли перевозчикам кредиты и овердрафты. Это поставило под угрозу отрасль», — отмечает эксперт. Авиакомпании успеют воспользоваться новыми возможностями. «Комплекс мер вместе с регулированием цен на керосин даст результат», — добавляет он.
Источник: RBC Daily