Кудрин обвинил менеджмент "Гражданских самолетов Сухого" в срыве программы создания Sukhoi SuperJet-100

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин в пятницу, отвечая на вопросы депутатов в Госдуме, критически высказался в адрес менеджмента ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Причиной критики стала неэффективная реализация программы создания регионального самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ 100).

Как пообещал Кудрин, правительство будет принимать меры по изменению состава акционеров компании.

Как в середине октября сообщил "Интерфаксу" руководитель подкомитета по авиационной промышленности комитета по транспорту Государственной думы РФ Анатолий Лисицын, программа серийного выпуска SSJ-100 может быть сорвана из-за нехватки средств. Для того, чтобы в 2010 году выпустить 60 первых самолетов, необходимо дополнительно вложить 8,8 млрд рублей: 4 млрд - НПО "Сатурн" и 4,8 - авиационно-производственному объединению имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, отметил Лисицын.

По словам Лисицына, при создании бюджета программы не учитывалось, что сертификация самолета будет проходить по более жестким международным стандартам, в том числе в отношении используемых металлов и сплавов. Кроме того, не были заложены средства и на послепродажное обслуживание, в то же время 70% самолетов по программе должны быть проданы за рубеж.

Как сообщил Лисицын, программа составлялась по устаревшим советским стандартам. Однако тогда на разработку самолета уходило от 8 до 10 лет, а на SuperJet-100 заложено всего 4 года.

Весной представители Госдумы, побывав на НПО "Сатурн" в Рыбинске, поддержали внесенную в бюджет поправку по увеличению финансирования проекта на 8,8 млрд рублей. Однако эта поправка в конечном итоге была отклонена, вместо нее правительству РФ было рекомендовано в 2009 году рассмотреть вопрос об источниках дополнительного финансирования мероприятий по реализации проекта RRJ и созданию двигателя SaM-146. Эти планы затормозят реализацию программы по срокам.

Как предупреждают эксперты, к 2010 году с самолетом с подобными характеристиками на рынок выйдут китайцы и японцы. Поэтому Анатолий Лисицын обратился с письмом к Медведеву, в котором заявил, что вокруг проекта создания самолета не прослеживается государственный интерес.

Проект Sukhoi Superjet 100 компания "Гражданские самолеты Сухого" ведет в сотрудничестве сразу с несколькими иностранными компаниями. За продажи самолетов на зарубежных рынках отвечает совместное предприятие ГСС с Alenia Aeronautika. Первый полет продолжительностью 1 час 6 минут с двигателями SaM146 самолет Sukhoi Superjet 100 совершил 19 мая в Комсомольске-на-Амуре. К настоящему времени самолет совершил 40 испытательных полетов.