Общение плюс выставки, плюс авиашоу и, конечно, возможность приобрести прямо на мероприятии все, что нужно авиатору, – это и есть настоящий праздник, длящийся целую неделю, днем и ночью.
Общение плюс выставки, плюс авиашоу и, конечно, возможность приобрести прямо на мероприятии все, что нужно авиатору, – это и есть настоящий праздник, длящийся целую неделю, днем и ночью.
Официальное название мероприятия — EAA Airventure Oshkosh. EAA — аббревиатура американской Ассоциации экспериментальной авиации (Experimental Aircraft Association), лидирующей в США общественной организации, объединяющей любителей авиации. Основанная в 1953 г., ЕАА на сегодняшний день насчитывает около 170 тыс. членов — строителей собственных самолетов, пилотов-любителей и просто интересующихся авиацией людей.
Членами EAA являются владельцы как серийных частных самолетов, так и самодельщики, строители самолетов из наборов («китов»), любители сверхлегких летательных аппаратов, пилотажных самолетов, а также поклонники раритетной военной и гражданской авиатехники.
На ежегодном мероприятии EAA для каждой группы предусматривается своя площадка и своя программа полетов. Всего же в Ошкош слетается более 10 тыс. различных летательных аппаратов. Не забывают про Ошкош и американские военные — каждый год здесь летает их техника.
Кроме того, на территории праздника (это площадка приблизительно 7 на 5 км) оборудуются около 1 тыс. ангаров. Тут же — магазинчики и развалы со всевозможным инструментом и материалами для постройки собственного летательного аппарата, представительства крупнейших фирм, занимающихся двигателями, системами навигации, связи и другим оснащением самолетов.
Не хочешь ходить по выставке — отправляйся на семинар по авиационной тематике, там узнаешь все — от практики сварки в аргоновой среде до вопросов крепления бомбового вооружения на военных самолетах времен второй мировой войны.
Не хочешь слушать про сварку или выпиливать лобзиком на практическом семинаре — просто выбирай сувениры в многочисленных магазинчиках. Захотелось кушать — через каждые 200–300 м стоят кафе (в которых, удивительное дело, нет очередей). А вечером можно в зависимости от настроения отправиться на дискотеку, которую освещает огромная искусственная «луна», послушать выступление специально приглашенных музыкантов или смотреть фильм из жизни авиаторов в кинотеатре под открытым небом.
Пользуясь тем, что Ошкош находится неподалеку от озера Виннебаго (Winnebago Lake), прямо на воде устраивается еще одна площадка — для летающих лодок и гидросамолетов.
Зарисовки с натуры… Впечатления российских посетителей Airventure Oshkosh
Большинство гостей авиашоу проживало в кемпингах, разбитых вокруг выставки. По сути, это небольшие поселки со своими улицами, хозяйственными и сантехническими постройками и прочей инфраструктурой. Кемпинги были трех видов: кемпинг с самолетами — там, где палатки участников стояли прямо под крылом, кемпинги для домов на колесах и кемпинги для автомобилистов с палатками. В подобном временном жилье на территории авиашоу проживало одновременно более полумиллиона человек. Для сравнения: население самого Ошкоша составляет всего 60 тыс. жителей.
Такого количества разнообразных домов-прицепов, домов-автобусов и всевозможных тентов и палаток в одном месте нам не приходилось встречать никогда. Днем, пока хозяева палаток и домиков на колесах проводили время на выставке, кемпинги казались безлюдными, но ближе к ночи все оживало. Дымились грили, на которых жарились стейки и сосиски, открывались банки с пивом и кока-колой, зажигались лампы, включались переносные телевизоры и ноутбуки (работал бесплатный Wi-Fi). Правда, никто особенно не шумел, ближе к полуночи горящих огней становилось все меньше и кемпинги постепенно засыпали.
Стоит отметить, что основная аудитория авиашоу отнюдь не молода — средний возраст участников около 45–50 лет. Встречались, конечно, и молодые люди, и дети, но все же среднестатистический участник праздника в Ошкоше — это белый американец среднего и пожилого возраста, однако бодрый и с горящими глазами. Судя по номерам машин наших соседей по кемпингу (в США название штата написано на номерном знаке), они ежегодно съезжаются со всей Америки — от Флориды до Аляски. Это могут быть люди самого разного социального положения и достатка, ведь любительская авиация в США вполне доступна. Некоторые собирают свой самолет долгие годы в собственном гараже и приезжают в Ошкош пообщаться с такими же умельцами, обменяться опытом и прикупить что-нибудь для постройки будущего самолета. Кто-то свой летательный аппарат уже построил и совершенствует, подсматривая что-то у других. Третьи имеют достаточно денег или возможности финансирования (самолет в США можно запросто приобрести в кредит) и приехали выбрать самолет — почти все представленные на выставке аппараты можно купить.
День на празднике начинается рано, с восходом солнца — около шести утра. До начала полетов и открытия выставки надо успеть позавтракать, посетить расположенный неподалеку общественный душ с горячей водой и розетками для фенов и электробритв, а также экипироваться к выставочному дню. Американцы очень любят удобство и комфорт, ради которых, к примеру, могут пронести на себе несколько километров от кемпинга до летного поля плед-подстилку, раскладное кресло, солнцезащитный зонт и внушительного размера рюкзак с биноклем, фотоаппаратом, видео камерой и прочими нужными вещами. Правда, особой нужды всю дорогу идти пешком нет. От кемпингов до главного входа выставки ходят бесплатные автобусы…
И если вы уже заинтересовались, то советуем включить поездку в Ошкош в план 2009 года…
Цена вопроса
Аэропорт Виттман (Wittman Regional Airport), где проводится авиашоу, находится близ городка Ошкош, штат Висконсин. Туристам из России добраться туда проще всего так: сначала до Чикаго (около $1000 за билет туда и обратно из Москвы), а потом автомобилем (около $350 за недельную аренду), для чего потребуются российское водительское удостоверение и кредитная карта. Из Чикаго до Ошкоша 160 миль (257,5 км), это около трех с половиной часов пути. Дорога довольно простая, но лучше вместе с машиной взять напрокат спутниковый навигатор (около $50 в неделю) и выполнять его команды. Недельное проживание в кемпинге на аэродроме (автомобиль плюс палатка) стоит около $180, плюс около $30 в день — посещение выставки. Предварительного бронирования не требуется. Питаться можно в окрестных фастфудах или покупать продукты в магазинах и готовить самому на гриле или туристической газовой плитке. На питание с учетом напитков следует предусмотреть около $50 в день на человека. Остается еще добавить стоимость визы…
Источник: AeroJetStyle