105 лет назад братья Райт стали первыми

Ровно 105 лет назад, 17 декабря 1903 г., состоялся первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха.

[image]

Ровно 105 лет назад, 17 декабря 1903 г., состоялся первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха.

Братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полет на экспериментальном самолете, они стали первыми, кто смог управлять таким полетом в воздухе.

Братья Райт были двумя из семи детей, родившихся у Милтона Райта и Сьюзен Кэтрин Коернер. В 1878 г. отец, епископ евангелической церкви, купил своим младшим детям игрушку - "вертолет". Сделан он был из бумаги, бамбука и пробки с круглой резинкой, которая вращала мотор. Уилбер и Орвилл играли с ним, пока он не сломался, а затем построили свой собственный. Позднее они говорили, что их игры с этой игрушкой зажгли искру интереса к полетам.

Оба брата посещали среднюю школу, но не получили дипломы об окончании. Уилбер после травмы, полученной во время игры в хоккей, не стал поступать в Йельский университет, как это планировалось ранее. Орвилл оставил среднюю школу после первого года обучения и решил начать издательский бизнес, разработав и построив свой собственный печатный пресс с помощью Уилбера. Затем, воспользовавшись "велосипедным бумом", братья открыли мастерскую по ремонту велосипедов и магазин, а затем и начали производство велосипедов.

Средства от продажи велосипедов братья вкладывали в свои авиационные опыты. Инициатором авиационных проектов стал Уилбер.

В июле 1899 г. Уилбер испытывает перекос крыла, построив и подняв в воздух полутораметровый воздушный змей. Через год братья приехали в долину Китти Хоук, Северная Каролина, чтобы начать свои эксперименты с управляемыми планерами. Они выбрали место, где есть регулярные ветры и мягкая поверхность для посадки. Братья совершали полеты на планере в начале осени 1900 г. На первых испытаниях, вероятно 3 октября, пилотом был Уилбер, но большую часть испытаний прошла без пилота. В один из дней Уилбер совершил около дюжины свободных полетов.

В 1901 г. братья построили планер с большей площадью крыла и выполнили несколько десятков полетов, пролетая до 118 м. Планер несколько раз терял скорость, но эффект парашюта позволял Уилберу совершать безопасные приземления. Эти инциденты заставили братьев Райт обратиться к схеме "утка", которую они и использовали вплоть до 1910 г.

Результаты полетов их не удовлетворили, но исследовать аэродинамику на полноразмерных планерах было слишком дорогим удовольствием. Поэтому братья перешли к лабораторным исследованиям: вначале для этого служил велосипед с третьим колесом, а потом и аэродинамическая труба. Изобретенные ими "весы" для удерживания крыльев в трубе, были сделаны из велосипедных спиц и металлолома и выглядели весьма неэстетично.

Полученные результаты братья решили проверить в 1902 г. на еще одном планере, сделав профиль крыла более плоским и уменьшив изгиб крыла. Новый планер также имел новую особенность: жесткий вертикальный руль, который должен был устранить ряд возникавших ранее проблем.

В сентябре и октябре они совершили почти тысячу полетов, самый длительный из которых продолжался 26 секунд, а его дальность составила 190 м. Сотни хорошо управляемых полетов после установки убедили братьев начать строить летающий аппарат тяжелее воздуха с двигателем.

23 марта 1903 г. братья Райт подали заявку на свой знаменитый патент для "летающей машины", основанную на полетах планера 1902 г. По сути это и стало изобретением самолета.

В 1903 г. братья Райт построили Flyer-1. Обошлась постройка такого аппарата меньше чем в 1000 долл. Он имел размах крыла 12 м и весил 283 кг. Мощность двигателя составляла 9 кВт.

Во время испытаний двигателя сломался пропеллер, что задержало первый вылет на несколько недель. 14 декабря Уилбер выиграл в орлянку право первым взлететь на самолете. Попытка оказалась неудачной - Flyer-1 упал сразу после взлета, но серьезных повреждений не получил. В письме к семье Уилбер писал, что "если бы не пустяковая ошибка и не недостаток опыта с этой машиной и этим методом старта, машина несомненно полетела бы красиво".

После ремонта братья Райт наконец поднялись в воздух 17 декабря 1903 г., совершив два полета. Первый полет совершил Орвилл, он пролетел 36,5 метров за 12 секунд. Следующие два полета были длиной 52 и 60 метров, их совершили Уилбер и Орвилл соответственно. Самолет поднимался на высоту около 3 метров. Четвертый полет в этот день оказался последним: пролетев около 250 м, машина врезалась в землю.

Свидетелями полетов были пять человек: Адам Этэридж, Джон Дэниелс и Уилл Дуг из береговой команды спасателей, бизнесмен У.С.Бринкли и Джонни Мур, деревенский мальчик. Оператор телеграфа, передававший телеграмму их отцу, стал источником утечки информации против желания братьев, и весьма неточные сообщения появились в нескольких газетах на следующий день.

В 1904 г. братья Райт построили Flyer-II и устроили аэродром в Прерии Хаффмана, в 13 км к северо-востоку от Дейтона. Они пригласили на первую попытку полета 23 мая репортеров с условием, что они не будут фотографировать. Неисправности двигателя и слабые ветры не дали возможности поднять самолет в воздух, они смогли совершить только очень короткий перелет несколькими днями позже в присутствии гораздо меньшего числа репортеров. Некоторые ученые считают, что Райт специально саботировали эти полеты, чтобы у журналистов пропал к ним интерес. Неизвестно, верно ли это утверждение, однако после их неудачных показательных полетов местные газеты игнорировали их около полутора лет.

Источник: АвиаПорт