Тест-полет на Embraer Legacy 600

Много ли общего у России с Бразилией? Видимо, достаточно, для того чтобы экономисты объединили эти страны вместе с Индией и Китаем в рамках одной аббревиатуры BRIC. Однако в том, что касается авиапромышленности, Бразилия серьезно опережает остальную тройку, уверенно отвоевывая все новые ниши у американских и европейских производителей. Будучи главным экспортером в своей стране, компания Embraer в 2007 г. поставила заказчикам 169 самолетов. Успех регионального семейства ERJ и внушительный портфель заказов почти на 20 млрд долл. ставит бразильского производителя в один ряд с Boeing, Airbus и Bombardier, а амбициозная программа освоения сегмента деловой авиации включает модели, конкурирующие с фаворитами рынка во всех классах. Первенец в этом ряду Legacy 600 обрел приверженцев среди частных владельцев и чартерных операторов в двадцати странах, в том числе и в России. Тест-полет на борту демонстратора Legacy 600 помог нам выяснить почему.

Официальный старт программы Legacy 600 совпал с началом третьего тысячелетия. С момента запуска серийного производства, который состоялся в 2002 г., выпущено более 130 самолетов, причем темпы роста производства составляют ежегодно около 30%. В прошлом году заказчики получили 36 новых самолетов. Однако найти Legacy на вторичном рынке сложно — очевидно, владельцы не торопятся расставаться с самолетом. При конкурентной цене (согласно официальному сайту Embraer каталожная стоимость Legacy 600 составляет 25,41 млн долл.) самолет неощутимо уступает более дорогим моделям по размерам и комфортности салона, дальности и полезной загрузке, а по экономическим показателям превосходит их. За все эти характеристики Legacy заслужил признание чартерных операторов. В России, где клиентская база чартерных брокеров делится примерно поровну на тех, кто выбирает ВС, исходя из соотношения цены и качества, и тех, для кого бизнес-джет прежде всего предмет престижа, иметь в парке Legacy 600 (как и Challenger 605) — оптимальный вариант.
Наш полет из аэропорта Лютон во Внуково продлится 3,5 ч. За это время предстоит оценить комфортность салона, а также расспросить летный и кабинный экипажи об особенностях эксплуатации самолета.

Салон
Legacy 600 с регистрационным номером PT-SZB, предоставленный для тест-полета компанией Embraer, — демонстратор, который вернется к владельцу в октябре этого года, вылетав 550 ч. Восемь менеджеров по продажам Embraer обеспечивают демонстратору интенсивную загрузку. Из аэропорта базирования в Ле-Бурже самолет совершает полеты по Европе, России и странам СНГ, в Африку и Азию. На смену этому Legacy поступит новый, с еще более современным оборудованием. Так, в отличие от предшественника, у PT-SZB кухня оснащена эспрессо-машиной и более вместительными контейнерами для воды (35 л против 15), а салон — гнездами для iPod и беспроводным доступом в Интернет.
Первое впечатление от салона — его размеры. "Оцифровать" это впечатление можно двумя способами: заглянув в описание и сравнив приведенные цифры (длина 15,2 м, ширина 2,1 м, высота 1,83 м) с соперниками по классу super-midsize или вспомнив, что исходный вариант самолета, региональный ERJ-135, рассчитан на перевозку 42 пасс. Здесь же предусмотрены места для 13 пасс., хотя на дальних маршрутах (максимальная дальность с восемью пассажирами на борту составляет 6 тыс. км) с оптимальным уровнем комфорта разместятся восемь человек. Бортпроводники рассказывают, что размеры салона по-настоящему ощущаются на дальнемагистральных рейсах — например, из Франции в Китай через Россию, из Лондона в ЮАР или из Москвы в Дели. Оценили салон и семейные пары с детьми: благодаря изолированному отсеку в задней части салона, родители могут наслаждаться полетом, уложив детей спать. Здесь находится трехместный раскладывающийся диван и два кресла.

На дальних маршрутах благодаря раскладывающимся креслам и дивану с комфортам разместятся 8 человек.

Передняя часть салона разделена на два отсека, отделенных весьма условно. В нашем самолете в первом отсеке напротив клубной секции размещены четыре кресла по два лицом друг к другу у каждого борта, а во втором — клубная секция на четыре пассажира и низкий шкафчик. Кресла полностью раскладываются в горизонтальное положение. Кроме того, если опустить столик в клубной секции и разложить все четыре кресла, а сверху положить матрас, то получится полноценная широкая кровать.
Из дополнительных преимуществ, доставшихся в наследство от региональной версии, особенно радует пассажиров вместительный багажник объемом почти 7 м3. Высоким пассажирам в салоне придется слегка нагибаться, потолки бывают и повыше (например, на Gulfstream V), зато плоский пол без углубления вдоль прохода нравится всем.
Нельзя сказать, что шум в салоне совсем уж неощутим. Для непривычного уха он сравним с шумом при езде в автомобиле по трассе: разговору не мешает, но музыку придется включить погромче. Зато система кондиционирования не вызывает никаких нареканий. В отличие от некоторых других типов ВС, герметизация Legacy 600 происходит на земле (а не в воздухе, после уборки шасси). При запуске двигателей система автоматически отключается от ВСУ и переключается на отбор воздуха от двигателей и прогон через камеру турбохолодильника. Поэтому уже во время запуска двигателей на стоянке, руления и первоначального набора высоты температура воздуха в салоне и кабине регулируется согласно пожеланиям пассажиров и экипажа.
По словам членов экипажа, самолет хорошо зарекомендовал себя и в холодном климате: 7 мин прогрева салона достаточно, чтобы приступить к работе.

Работа экипажа

На время обеда "автомобильные" ремни безопасности с трехточечным креплением лучше отстегнуть — полный комплект кухонного оборудования на борту Legacy 600 гарантирует превосходное качество блюд.

По сравнению с простором, окружающим пассажиров, для бортпроводников места совсем немного, как, впрочем, на большинстве бизнес-джетов. Предполагается, что для обслуживания 8-10 пасс. достаточно одного бортпроводника, поэтому при входе оборудовано одно откидное сиденье. Однако опыт показывает, что два человека предпочтительнее. Вторая "откиднушка" расположена в кабине пилотов, достаточно просторной и для трех человек. Бортпроводники отмечают, что кухня на Legacy 600 оборудована всем, о чем может пожелать сотрудник, главная задача которого — обеспечить высочайшие стандарты сервиса на большой высоте. Помимо упомянутой кофеварки здесь есть микроволновая печь, духовой шкаф, холодильник, камера для льда, а также удобная рабочая поверхность и многочисленные ящики и полки для посуды.
Специфической особенностью этого самолета является дополнительный туалет для экипажа, который убран в гардеробный отсек, расположенный перед входом в салон. При необходимости двери в салон плотно закрываются, а двери гардероба открываются. Таким образом, между двумя этими перегородками образуется нужное пространство. Данной возможностью экипаж пользуется нечасто, однако это решение весьма практично, ведь туалетная комната для пассажиров находится в хвосте, и если в заднем отсеке салона разложен диван, то попасть в уборную, не потревожив пассажиров, невозможно.
Проходим в кабину пилотов. Маркетологи Embraer утверждают, а пилоты подтверждают, что кабина Legacy — самая просторная не только в своем классе, но и далеко за его пределами. Цифровой борт, в основе которого интегрированный комплекс навигационно-пилотажного и радиосвязного оборудования Honeywell Primus 1000, светится пятью вертикальными экранами. Наш самолет также оборудован электронными планшетами (EFB), хотя они не входят в состав стандартного оборудования на Legacy 600. По словам пилотов, в сравнении с другими типами Legacy кажется технически более простым в пилотировании и управлении, не перегруженным опционными "усовершенствованиями". Простота конструкции обеспечивает ее надежность. В качестве примера приводят аварийный выпуск шасси. В отличие от некоторых типов ВС, на которых отказ основной гидросистемы требует применения резервирующей, на Legacy приведение в действие аварийных рычагов открывает створки шасси, стойки выпадают под собственным весом и, прижатые потоком, встают на замки. К слову о шасси: пилоты отмечают довольно жесткую амортизацию стоек, что вместе с высоким давлением в пневматиках дает почувствовать каждую трещину в покрытии ВПП на российских аэродромах.
Наш самолет выполняет заход во Внуково, и работы пилотам прибавляется. Каждые три минуты диспетчер выдает очередную команду о снижении, указывая высоту в метрах. На экране FMS — конвертер. Вводя названную диспетчером величину в FMS, второй пилот получает ее обратно в футах, чтобы затем ввести в PFD (Primary Flight Display, основной пилотажный дисплей). Он впервые летит в Россию и с улыбкой пожимает плечами, слыша в наушниках гарнитуры неумолкающий радиообмен диспетчера с русскими экипажами воздушных судов, находящихся в зоне Внуково. На дисплее справа TCAS показывает их местоположение.

Операционные расходы и техобслуживание
Согласно данным независимого агентства Conklin & de Decker, приведенным в журнале World Aircraft Sales за октябрь 2007 г., стоимость летного часа Legacy 600, включающая расходы на топливо, амортизацию, техобслуживание и ряд других затрат, составляет примерно 2,3 тыс. долл. Это самый низкий показатель в классе самолетов-"дальнобойщиков" со сравнимым объемом пассажирского салона и коммерческой загрузкой. Он, скорее, приближается к самолетам меньшей размерности, таким как Hawker 4000 или Gulfstream 200. Во многом эта цифра объясняется топливной эффективностью: по словам летчиков, расход топлива на эшелоне составляет всего 2100-2500 фунтов (950-1100 кг) в час. И это при том, что максимальный взлетный вес самолета — 22,5 т. Неоспоримое свидетельство в пользу аэродинамики самолета и эффективности двигателей Rolls Royce АЕ3007 А1Е.
В июне 2008 г. производитель объявил, что новая программа плановых мероприятий по ТОиР Legacy 600 позволит сократить расходы на техобслуживание на 18% по сравнению с предыдущей версией. Основным изменением стало увеличение интервала между регламентами. Эта программа была разработана инженерами Embraer, исходя из опыта эксплуатации семейства региональных самолетов ERJ-145, совокупный налет которых превысил на сегодня 11 млн ч.
Новый центр ТОиР, специализирующийся на обслуживании исключительно самолетов административного класса Embraer, открылся в Ле-Бурже в мае этого года. Таким образом, количество сервис-центров в Европе достигло шести. Ближайший к России находится в Чехии. База Jet Aviation во Внуково может обеспечить экстренное обслуживание в ситуациях, препятствующих вылету самолета.

А вам зачем Legacy?
Судя по отзывам эксплуатантов, Legacy 600 нужен тем, для кого самолет — средство передвижения или инструмент зарабатывания денег за счет передвижения клиентов. То, что при своих характеристиках и размерах салона этот самолет позволяет зарабатывать деньги, а не только тратить, объясняет его успех в России. По словам Колина Стивена, вице-президента по продажам Embraer Executive Jets в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, на сегодня 32 Legacy 600 эксплуатируются в интересах российских владельцев. "Россия остается одним из приоритетных рынков для нас, — говорит Колин Стивен. — А Legacy прекрасно зарекомендовал себя здесь благодаря сочетанию стоимости и характеристик. Мы наблюдаем рост объема бизнес-перевозок из России и в Россию и при условии развития адекватной инфраструктуры видим будущее и для Legacy 600, и для других моделей Embraer — от Lineage 1000 до Phenom 100".
Среди наиболее ярких примеров применения Legacy 600 отметим эксплуатацию двух самолетов этого типа в 10-местной компоновке в рамках проекта Velvet Club, которым управляет компания "Авиа Менеджмент Групп", и самолет президента Эквадора. В первом случае Legacy 600 выполняет регулярные рейсы по ряду направлений в интересах членов клуба, которые фрахтуют не всё ВС, а приобретают одно кресло. Во втором случае победу в правительственном тендере самолету обеспечили дальность (6 тыс. км) и скорость (850 км/ч). Возможно, у России есть что-то общее с Эквадором?

Источник: ATO

Автор: Елизовета Казачкова