Этот пионер французских пассажирских перевозок признан одним из самых удачных деревянных лайнеров первой волны – и по тиражу, и по длительности эксплуатации, и по географии применения на воздушных линиях.
Этот пионер французских пассажирских перевозок признан одним из самых удачных деревянных лайнеров первой волны – и по тиражу, и по длительности эксплуатации, и по географии применения на воздушных линиях.
Солдат в отставке
Farman F-60 создавался в 1918 году как бомбардировщик. Однако с окончанием Первой мировой войны потребность в боевых самолетах резко снизилась. Поскольку в разработку самолета были вложены большие средства, а военные отказывались от заказа, руководство компании Farman приняло решение о переработке проекта для гражданских целей.
За внушительные размеры его окрестили Goliath. К началу февраля 1919 года первый в истории "аэробус" был готов. Фирма предполагала, что характеристики машины позволят ей успешно работать на самых престижных линиях Европы, в том числе между Парижем и Лондоном.
Первый полет на этой трассе был выполнен 9 февраля 1919 года. В этот день в 11 часов 50 минут Goliath вылетел с заводского аэродрома Туссу-ле-Нобль в Лондон. На борту самолета находились 10 пассажиров – солдаты и 4 офицера. Каждый пассажир имел при себе 10 килограммов личного багажа. Англия еще не разрешала пересечение своего воздушного пространства гражданскими самолетами, поэтому рейс был объявлен как военный. Полет до аэродрома Кенли под Лондоном занял два с половиной часа. В тот же день Goliath вернулся на аэродром вылета.
Уже 12 февраля 1919 года был выполнен второй рейс, в столицу Бельгии Брюссель. На этот раз рейс был заявлен как коммерческий, на борту Goliath находились руководство фирмы Farman и журналисты французских и бельгийских газет. Несмотря на туман и низкую облачность, перелет был успешно выполнен. Успех этих рейсов позволил компании с оптимизмом смотреть на перспективы воздушных сообщений.
Бортовые развлечения – живые артисты
Данные самолета привлекли внимание французских авиакомпаний, возникавших в 1919 году в большом количестве. Еще до окончания испытаний "Голиафа" они разместили заказы на его серийное производство.
Эксплуатировать Farman F-60 на линиях начала компания Grands Express Aériens. 29 марта 1920 года она открыла регулярные рейсы из Парижа (Ле-Бурже) в Лондон (Кройдон). Вслед за ней самолет приобрели еще несколько французских авиакомпаний и бельгийская S.N.E.T.A. Затем Goliath купили чехи, румыны и итальянцы. За пределами Европы его эксплуатировали на Кубе и в Японии. Опыт эксплуатации вызвал многочисленные доработки – появились варианты F-60 bis, F-61, F-62, F-63. С 1925 самолет производили по лицензии и в Чехословакии, на заводах A.S. Avia и Vojenska Továrna na Letadla Letov. Там авиалайнер строили до 1929 года. А в эксплуатации Goliath находился до 1933 года. Большая грузоподъемность Goliath позволила уже в середине 20-х годов устанавливать на них радиостанции.
Достаточно высок был уровень удобства для пассажиров. Отделка пассажирского салона Goliath определялась требованиями авиакомпании, заказавшей самолет. Goliath отличался от современников высоким уровнем комфорта, что обеспечивали низкий шум вынесенных на крылья моторов и закрытая, отапливаемая и хорошо вентилируемая пассажирская кабина. Среди конкурентов у него был наилучший обзор из пассажирских кабин. Именно на этих самолетах впервые появился санузел, на линии Париж–Марсель эксплуатировались самолеты, в салонах которых были оборудованы спальные места. Для развлечения пассажиров в состав экипажа включались артисты, устраивавшие сеансы художественного чтения в полете.
К сожалению, до нашего времени сохранился только фюзеляж одного из первых самолетов Farman Goliath. Этот самолет вначале принадлежал авиакомпании Grands Express Aeriens, а затем – Air Union. Он часто использовался для перевозки чиновников правительства Франции, за что получил прозвище "министерский самолет". Машина активно летала до 1933 года и была выведена из эксплуатации только с образованием Air France. В 1935 году он был передан в музей. Сейчас хранится в Ле-Бурже.
Источник: Luxury-info.ru
Автор: Василий Ланской