Рынок корпоративных самолетов в свободном падении

Руководство General Motors пересаживается в свои кадиллаки, отказавшись от использования корпоративных самолетов. Отрасль "авиации для самых богатых" вступила в одну из самых черных полос за всю историю. Всего семь месяцев назад сотни мега-миллионеров, включая Ральфа Лаурена и Дэвида Геффена, расталкивали друг друга в очереди за новым самолетом Gulfstream G650 стоимостью $ 60 млн, который должен был пробежать по взлетно-посадочной полосе не ранее 2012 года. И для всех этих потенциальных покупателей было совершенно не важно то, что им приходилось перечислить $ 500000 в качестве аванса на счета Gulfstream ровно в 12:01 15 апреля, или то, что покупатели не могли потом переуступать свое место в очереди, а также продавать его (такую информацию предоставил один из покупателей).

Но все это была другая эра - до начала кредитного кризиса и еще до того, как миллиарды долларов на корпоративных и частных счетах испарились. "Рынок корпоративных самолетов разлагается", - говорит Ричард Сантулли, глава компании-производителя частных самолетов Netjets, которая принадлежит холдинговой компании Уоррена Баффета Berkshire Hathaway. Богатые люди и корпорации сегодня не просто не покупают самолеты, они их активно продают, чтобы сократить расходы. Среди самых крупных корпоративных продавцов такие гиганты, как Citigroup и Time Warner. Alcatel-Lucent решила продлить аренду двух своих самолетов, не обновляя их, а третий выставить на продажу. Огрмым PR-провалом стало решение глав автомобильной "большой тройки" вылететь на встречу с Конгрессом из Детройта в Вашингтон на корпоративных самолетах.

Публика была возмущена тем, что топ-менеджеры компаний швыряют такие деньги на собственный комфорт, хотя сами едут просить финансовой помощи у налогоплательщиков. General Motors поспешила выставить на продажу большинство из своих семи самолетов еще даже до того, как правительство потребовало сделать это. Автопроизводитель также закрыл свое воздушно-транспортное подразделение, насчитывавшее 49 сотрудников. Авиационные брокеры, обычно имеющие дело с клиентурой по всему миру, теперь жалуются на резкое "сжатие" рынка, произошедшее в последние месяцы. "Запасы наших самолетов выросли невероятно, а спрос упал, - говорит Джон Мессиджер из J. Messinger Corporate Jet Sales. - Вот русские очень активно скупали у нас самолеты. Но падение российского фондового рынка оказало на них огромное воздействие.

Индийские биржи тоже упали, а доллар укрепился, что пошло во вред продажам самолетов". Подавляющее большинство сделок осуществляется в долларах, так что для иностранных покупателей самолеты стали дороже. Наибольший спад зафиксирован в продажах больших самолетов, рассчитанных на дальние перелеты, как говорит директор по продажам в Cerretani Aviation Билл Куинн. Страдают компании Gulfstream, Bombardier и Falcon. Расходы на содержание самолетов также выросли. Gulfstream G550 обходится в $ 47 млн. В год на его содержание приходится тратить по $ 1,3 млн, включая налог на имущество в 0000 и зарплату экипажа в $ 400000. В воздухе операционные расходы составляют $ 2000 в час и выше. Такие расчеты приводит бизнес-менеджер одного из магнатов.

Источник: Деловой Петербург