Сегодня ни у кого не возникает сомнений в необходимости воздушного такси, ведь многокилометровые пробки на автомобильных дорогах не только действуют на нервы водителям и пассажирам. Они еще и отнимают так много времени, что невольно начинаешь ценить его все больше и больше. Время – деньги, но при этом желание успеть вступает в противоречие с желанием сэкономить.
Сегодня ни у кого не возникает сомнений в необходимости воздушного такси, ведь многокилометровые пробки на автомобильных дорогах не только действуют на нервы водителям и пассажирам. Они еще и отнимают так много времени, что невольно начинаешь ценить его все больше и больше. Время – деньги, но при этом желание успеть вступает в противоречие с желанием сэкономить.
Основные преимущества вертолетного такси — быстрота доставки пассажира и возможность подать транспорт прямо к крыльцу загородного дома или на лесную поляну, даже если там не оборудована соответствующая площадка, что исключено в отношении самолета. Еще одно приятное отличие воздушного такси от такси автомобильного — потрясающие виды, которые открываются перед пассажирами во время полета.
Правда, если быть объективным, на некоторых маршрутах летать вертолетом совсем невыгодно, и связано это с правилами воздушных полетов. Например, по МКАД полеты организованы только по часовой стрелке, что делает весьма непредсказуемым полет в обратном направлении даже на небольшое расстояние. Но обычно все гораздо оптимистичнее, и такси позволяют летать по маршрутам, удобным для пассажира. Например, полет вертолетом As 355 из терминала «Внуково-3» до вертолетного порта на озере Селигер (расстояние 345 км) займет 1 час 35 минут, что будет быстрее, чем на автомобиле, в 2,5–5 раз в зависимости от условий движения на дорогах.
В мировой практике существуют несколько видов вертолетных пассажирских перевозок: рейсовые, стандартные, индивидуальные и туристические. Самыми дорогими из них являются рейсы между аэропортами, далее следуют индивидуальные, туристические, а затем и стандартные маршруты. Некоторые зарубежные компании предлагают все типы маршрутов, другие специализируются на конкретном виде, хотя классическое понимание слова «такси» предполагает возможность подхвата клиента в том месте, где ему удобно, и затем перевозку в тот пункт, куда он пожелает.
Опыт иностранных операторов
Вертолетное такси уже давно и довольно успешно работает за рубежом. Его родиной можно считать США, где над Нью-Йорком, несмотря на известный теракт в сентябре 2001 г., вертолеты продолжают летать, но по уточненным маршрутам и только над водным пространством.
Компания US Helicopter организует рейсовые маршруты, связывающие центр Манхэттена, где на берегу рек расположены два хелипорта (Downtown Manhattan Heliport и East 34Street Heliport), с аэропортами Нью-Йорка (JFK Airport, Newark Liberty Airport, Bridgeport Airport). Благодаря данной услуге пассажиры комфортно и всего за 8 минут добираются из аэропорта до Манхэттена на 12-местных вертолетах Sikorsky. Цена за место в один конец — $159, что соответствует примерно $19,9 за минуту полета. В этой компании принято делать выгодные спецпредложения пассажирам: так, покупающим билет до 31 декабря 2008 г. на любую дату вылета он обойдется в $99. Предлагаются полеты по индивидуальным маршрутам на 6-ти или 8-местных вертолетах Sikorsky S-76B и подарочные сертификаты на межпортовые полеты со сроком действия один год.
В Америке существует большое количество экскурсионных маршрутов по городам, историческим местам и заповедникам. Цены таких туров зависят от типа вертолета, количества посадочных мест и пункта вылета. К примеру, в Нью-Йорке они колеблются от $7,6 до $14,2 за минуту для одного пассажира, а в среднем минута полета стоит $11.
Более тридцати лет работает вертолетное такси в Монако (Heli Air Monaco), предлагая индивидуальные рейсы и рейсы по расписанию: каждые 30 минут вертолет курсирует между аэропортами Монако и Ниццы. Продолжительность полета всего 7 минут, а стоимость — €99, т.е. минута полета обойдется одному пассажиру в ?14,1. Компания эксплуатирует вертолеты Eurocopter и предлагает все виды вертолетных маршрутов, включая свадебные туры.
Лондонские «воздушные шашечки» активно летают между аэропортами, по туристическим и индивидуальным маршрутам. Выделить какую-либо базовую цену для Великобритании практически невозможно — слишком большой разброс в типах используемых вертолетов и аэропортовых сборах, что отражается на диапазоне цен: от 5 до 35 фунтов за минуту полета.
В Чехии вертолетное такси появилось в 2005 г. Его организаторы, компании VIP Helicopter Czech и Delta System Air (DSA), предлагают пассажирам 30-минутный полет на Robinson R44 за ?1200, стоимость полета одного человека при полной загрузке (3 пассажира) составит ?400. Здесь цена летного часа превышает в несколько раз мировой уровень цен на подобные услуги. Следует отметить, что в целях безопасности в сложившейся мировой практике для массовой перевозки пассажиров применяются преимущественно двухдвигательные вертолеты. Поэтому парк чешского воздушного такси состоит не только из одномоторных R22, R44, Bell 206 L4, но и двухдвигательной винтокрылой машины BO 105C. Получасовой экскурсионный маршрут над исторической Прагой предлагается по цене, эквивалентной ?1600. Соответственно, при полной загрузке вертолета минута экскурсии обойдется пассажиру в ?17,7.
Но несмотря на более высокую, чем автомобильное такси, стоимость, вертолетные услуги постепенно распространяются по всему миру. Так, в ноябре 2008 г. правительство индийского штата Химачал-Прадеш для увеличения потока туристов решило организовать их доставку в труднодоступные местности, где проживают индийские племена, на вертолетах. Вертолетный парк и стоимость услуг пока не разглашаются.
Что же в России?
В России пассажирские вертолетные перевозки появились в начале 60-х: в Москве вертолет Ми-4 выполнял рейсы от Центрального аэровокзала до аэропортов Внуково, Быково и Шереметьево. Позже регулярные перевозки пассажиров осуществлялись на Ми-4 и Ми-8 между курортами Черноморского побережья Кавказа, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. В середине 70-х количество пассажирских вертолетных перевозок резко снизилось, и только в середине 90-х начался небольшой подъем. Например, в 1993 г. была создана авиакомпания «Балтийские авиалинии», которая и сейчас оказывает весьма широкий спектр услуг: от рейсовых и стандартных маршрутов до проведения экскурсионных полетов над Санкт-Петербургом. В настоящее время компания располагает вертолетами Ми-8 и продает летный час за ?2250. Экскурсионный маршрут над Питером продолжительностью 15 минут обойдется желающим по 2000 руб. за место или 133,3 руб. за минуту полета, что в настоящий момент эквивалентно $4,8. Сразу замечу, что это в два раза дешевле, чем экскурсия над Нью-Йорком.
Источник: Aerojetstyle
Жанна Киктенко