Мы – двое свежеиспеченных «командиров воздушного судна R44», сцеженных из «горнила» молодой системы подготовки частных пилотов России. «Система» выдала нам корочки с номерами 32 и 40 соответственно, подтверждающие нашу привилегию находиться на правом переднем сиденье Robi в любой точке мира, а судьба закинула на его противоположную сторону – в Новую Зеландию…
Новая Зеландия
В этой стране на 6500 человек населения приходится один гражданский вертолет, что является завидным показателем для остального мира. Винтокрылые машины используются повсюду. В семи случаях из десяти, находясь в населенном районе и подняв глаза, вы обязательно увидите в небе один из более чем 600 вертолетов гражданского флота этой небольшой островной страны. Применение хеликоптерам нашлось почти везде – начиная со всевозможных туристических полетов с посадками в кратеры действующих вулканов и на падающие ледники Южных Альп и заканчивая поистине экзотическими заданиями, решающими сельскохозяйственные проблемы островитян. Одним из таких видов работ является перемешивание воздушных масс над виноградниками с целью предотвращения выпадения холодной росы и образования изморози. В свое время именно в Новой Зеландии появилось еще одно, прямо скажем, нестандартное применение вертолета. Helicowboys – так называли экипажи небольших однодвигательных машин, состоящих из пилота и ловца. Эти отчаянные парни, рыская по горам Южного острова, отыскивали добычу, которой являлись самцы красного оленя. Двадцать – двадцать пять лет назад в мире стало популярным употребление в пищу оленьего мяса, и фермы Новой Зеландии в срочном порядке стали перепрофилироваться на разведение этого вида животных. За хорошего самца платили до $5000, а ружей с транквилизаторами тогда еще не придумали. Пилот, находя и загоняя добычу, прижимал ее к земле, а ловец прыгал на нее прямо с лыжи вертолета, валил и треножил, после чего добыча на подвеске доставлялась счастливому обладателю прямо в загон фермы. Несколько громких катастроф и появление «усыпляющих» зарядов поставили точку в этой истории, но идею выпасать скот на вертолете быстренько переняли соседи – австралийцы, где огромные пространства пятого континента как будто специально созданы для пастбищ и новой генерации пастухов на легких R22. Именно туда и отправляется большинство свежеиспеченных коммерческих пилотов этой части света, так как найти более сносную работу с налетом менее 500 часов довольно трудно. Нашей же основной задачей в части освоения вертолетной техники в далекой тихоокеанской стране Южного полушария стало получение специальных навыков полета в условиях горной и холмистой местности. Имея за плечами всего по 70 часов налета, мы не рассчитывали на многое, но тот опыт, который мы в итоге получили, оказался далеко за пределами даже самых смелых наших ожиданий.
Wanaka Helicopters
В Новой Зеландии мы оказались по причине, никак не связанной с пилотированием вертолетов, но вертолеты и их профессиональные пилоты были нашими постоянными спутниками в многочисленных перемещениях по стране. Общаясь с людьми, налетавшими в горах не один год, и даже не десять, а в некоторых случаях и больше тридцати, мы начали задавать наводящие вопросы о том, как бы и нам приобщиться к радостям полета в «безгоризонтном» пространстве. Ответы были всегда похожи один на другой: «Ребята, езжайте в Ванаку. Лучше, чем там, летать в горах не научат нигде». Ванака – маленький городок в горах Южного острова. Небольшой аэродром Ванаки, на который всего несколько раз в неделю прилетают коммерческие рейсы Beachcraft 1900 из соседнего Крайсчерч, приютил на своей территории музей самолетов времен Второй мировой войны, скайдайверский центр, пару ангаров частных самолетов и Wanaka Helicopters – старейшую школу подготовки пилотов легких вертолетов. Несмотря на громкое название и репутацию высококлассного учебного заведения (не только в НЗ, но и во всем мире), школа не представляет из себя ничего, что могло бы напрямую подчеркивать ее высокий статус. Одноэтажный деревянный домик, где на маленьком пространстве в 120 кв. м расположены ресепшен, офис, учебный класс, кафе самообслуживания и комната отдыха пилотов. Конечно, еще есть просторный ангар, где помимо плотно рассаженных R22 и R44 пристроены раритетные Шеврале и небольшой fix wings времен Эриха Хартмана. Wanaka Helicopters почти семейный бизнес, там царит атмосфера как в большой международной семье. Помимо нас в это же время в школе проходили курс CPL ирландец, англичанин и голландец. Глава бизнеса – Саймон Бовер Спенсер, почтенного возраста суховатый джентльмен, обладатель потрясающего мирового рекорда на R22 – 23 000 часов, большую часть из которых он налетал в горах Южного острова. Еще в компании трудится жена Саймона Каролин, выполняющая всю административную работу, и четыре инструктора. Надо сказать, что за две с половиной недели нашего обучения мы не встретили ни одного механика. Несмотря на плотный график полетов, всю работу по подготовке бортов делают сами пилоты. Нас сразу же включили в процесс самостоятельной подготовки машин (заправка, доливка масла, все проверки, постановка и выкат вертолета из ангара). Еще одно из разительных отличий – это отсутствие РП и вышки. Несмотря на то, что Ванака хотя и небольшой, но вполне серьезный аэропорт, радиообмен взлетающих и садящихся бортов ведется только с трафиком. Дальше удивление и откровения стали нашими постоянными спутниками.
Ванака – маленький городок в горах Южного острова. Небольшой аэродром Ванаки, на который всего несколько раз в неделю прилетают коммерческие рейсы Beachcraft 1900 из соседнего Крайсчерч, приютил на своей территории музей самолетов времен Второй мировой войны, скайдайверский центр, пару ангаров частных самолетов и Wanaka Helicopters – старейшую школу подготовки пилотов легких вертолетов.
День первый
Он начался с нашего робкого вопроса о том, есть ли у нас хоть какой-нибудь шанс получить горные сертификаты, намекая на наш небольшой налет и их предыдущий опыт работы с такими же курсантами, как мы. Ответ был, прямо скажем, неожиданным: «Вообще-то, горный курс предназначен для продвинутых коммерческих пилотов с хорошим налетом, такие новички, как вы, у нас впервые, но Саймон решил попробовать». Первый вылет парой «двадцать вторых» в узкое горное ущелье Tamaru creek. Ветер у земли около 40 узлов. Пока летим до ущелья, видно, как впереди летящий борт бросает из стороны в сторону. Залетаем в узкий коридор ущелья. После пары поворотов ветер заметно уменьшается. Ущелье набирает высоту обрывистыми ступенями водопадов. Визуально набегающие склоны заставляют машинально брать ручку на себя, когда стрелка вариометра начинает зашкаливать за отметку 20 и начинаешь вопросительно поглядывать в сторону инструктора. Вот и первый урок: не бойся быстрых наборов и снижений. В горах это неизбежно, особенно на таких легких машинах, как R22, потоки – твои постоянные спутники. Главное – следи за горизонтальной скоростью – это первое откровение новозеландской летной горной практики. То, что обычно было строгим табу при обучениях на русской равнине, здесь не слишком значимый нюанс. Дальше – больше. За первым уроком сразу идет второй: в ущелье держись ближе к одной стороне, у тебя всегда должно оставаться пространство для маневра и разворота. А вот и первый тест: инструктор предлагает зайти в боковой распадок ущелья, развернуться против ветра и сесть на галечную площадку у реки. С первого раза промахиваюсь метров на 50, набрав высоты в развороте и пытаясь вписаться, как мне кажется, в узкие стенки распадка. Еще круг – и похожая неудача, ко всему прочему набрал скорость. Тест не пройден... На обратном пути Джейсон, мой инструктор, показывает возможности «двадцать второго» и свой уровень владения техникой.
Инструкторы Wanaka Helicopters
Джейсон: 24 года. Самый молодой инструктор в Ванаке. Начал летать с 14 лет. Перелетал на всем, что есть в Новой Зеландии. На R22 летает быстро и агрессивно. Любит работать на подвеске и мечтает полетать на Ми-26.
Саймон: вертолетный гуру Южного полушария. Возраст явно больше 60, из них 30 с лишним лет безаварийных полетов. Когда он что-то объясняет, держась за ручку циклического управления, кажется, что это твой дедушка разливает чай по чашкам. Говорит мягко, почти вкрадчиво, но понятно с первого раза. Цитата: «Я люблю все старое и проверенное: старые машины, старые самолеты, старую жену....»
Энди: человек с лысой головой. Один из нескольких сертифицированных Робинсоном демонстраторов Low G. Похож на пирата. Обладает уникальным чувством юмора. Цитата (при выборе площадки на крутом поросшем кустами склоне): «Не думай слишком много о несущем винте. С ним [с винтом] как с пенисом – всегда представляешь, что он длиннее, чем есть на самом деле…Шутка…»
Майк: англичанин. Выглядит очень молодо, но уже отставной военный пилот Королевских ВВС. Воевал в Ираке, вспоминать об этом не любит. Настоящий английский «джэн-т-мэн». Приехав в Новую Зеландию, работал на туристических полетах в горах. Говорит, что это его не прикалывает. Считает инструкторскую работу в Ванаке на горном курсе «работой мечты» для пилота. Любит повторять, что, летая в горах, каждый день открывает для себя что-то новое.
Источник: Helicopter.su