На начало этого года было намечено облегчение доступа в воздушное пространство для любителей, переход с разрешительной системы на уведомительную.
Мы живем в стране, где воздух доступен не всем. То есть дышать, конечно, можно, а вот пользоваться им как средой обитания, разрешается немногим. На начало этого года было намечено облегчение доступа в воздушное пространство для любителей, переход с разрешительной системы на уведомительную. Однако соответствующее изменение в законодательство до сих пор так и не внесено.
Полной информации о числе легких судов нет
Классическая фраза "Ну почему люди не летают?" явно устарела. Летают, и самыми разными способами. Большинство на "Боингах" или других многоместных пассажирских самолетах. Меньшинство - на чем-нибудь маленьком и спортивном, иногда даже без мотора, как дельтапланы или парапланы. И Саратовская область в этом смысле не забыта Богом: у нас есть места, например, Буданова гора, где летом человека с парапланом можно встретить довольно часто. К нам приезжают москвичи, и прочие любители воздухоплавания, чтобы взмыть вверх в восходящих потоках воздуха. Представить их ощущения может каждый, кто на морском курорте летал на парашюте или параплане, который тянул за собой буксировщик. Ну, и естественно, есть бывшие летчики, которые не желают расставаться с небом. И те, кто может себе это позволить, летают на легких или сверхлегких личных самолетах. В конце концов, это не так дорого: стоимость летательного аппарата сопоставима со стоимостью легковой иномарки - 30-40 тыс. долл.
Но при этом рядовой гражданин узнает о малой авиации, как правило, из сводок происшествий. Вот в Саратове в ноябре потерпел крушение одноместный самолет. Он рухнул в районе Голубого озера у села Шумейка Энгельсского района. Там же находится один из частных саратовских аэродромов. В ходе следствия выяснилось, что погибший самостоятельно собрал самолет: регистрационный номер имелся только у двигателя и отсутствовал у всех прочих деталей. Безопасность - вот основная проблема любого полета. Даже при полете на параплане, который тянет за собой буксир, очень важно, чтобы тот шел без рывков и резких поворотов, которые могут привести к раскачиванию и к падению парашютиста. С управлением самолета и того сложнее: этому надо научиться, а качественных летных курсов, в отличие от школ водительского мастерства, не так уж много. У нас в области, практически, единственный вариант - аэроклуб им. Гагарина. Но и там техника старая, и всего 3 летательных аппарата: самолет и вертолеты. Полетать в аэроклубе можно на ЯК-52 - это двухместный винтовой самолет, как раз и предназначенный для учебно-тренировочных полетов. Стоимость одной минуты полета на самолете осенью составляла 250 руб. Можно летать как вдвоем с инструктором, так и одному. Но чтобы летать самостоятельно, надо подтвердить свою квалификацию. Нужно не только иметь удостоверение летчика, но и каждый год сдавать летный минимум. Однако освоить полеты невозможно: вождению самолетов здесь сейчас не обучают. Упор сейчас в деятельности аэроклуба делается именно на прыжки с парашютом (порядка 800 руб. за прыжок). Но даже программу по прыжкам с парашютом сократили с сорока учебных часов до трех. Но не всегда так было. В советские годы в аэроклубе было вполне реально приобрести летные навыки. Рассказывает один из саратовских авиалюбителей. "Я еще когда учился в школе, одновременно занимался в аэроклубе. Сначала было полгода теории, потом пошла практика: пилотирование, освоение фигур высшего пилотажа, прыжки с самолета с парашютом. Потом стал военным летчиком. И сейчас с удовольствием провожу свободное время в самолете. Я, было, хотел свой аппарат купить, когда занимался бизнесом, но потом посчитал, что не так много времени трачу на полеты, а нужно ведь еще платить за обслуживание и содержание самолета круглую сумму. Сейчас летаю с инструктором, но в какой-то момент говорю: "Штурвал отпусти, дальше я сам". И выполняю бочки, петли, полупетли, перевороты. Я приглашал друзей на свой день рождения. 10 человек, которые приехали, были в восторге. Но потом все были в шоке: через неделю, инструктор, с которым мы летали, разбился и сгорел заживо с таким же пассажиром, который приехал полетать".
Тем не менее, считается, что трагедии единичны. Может быть, потому, что в Саратовской области официально зарегистрированных частных летательных средств меньше десятка? В Саратове есть аппараты, взлетающие и с твердых покрытий, и с водных. Представьте: на воде находится вроде как надувная лодка, но включается мотор, и аппарат взлетает: А вот сколько незарегистрированных - неизвестно. Ведь самолет можно не только купить, но и собрать агрегат буквально "на коленке", кустарным способом. Как тот "Шмель", что рухнул в районе Шумейки: у него не было не только разрешения на вылет и регистрации судна, но и радиосвязи. Проблема в том, что как и в случае с частным автомобилем, государство установило такие правила, которые зачастую легче нарушать, чем соблюдать.
По закону все парапланы, дельтапланы, легкие планеры, легкомоторные самолеты, легкие вертолеты, воздушные шары - все они относятся к категории сверхлегких летательных аппаратов. И на их эксплуатацию, как и на крупные коммерческие суда, распространяются требования Воздушного кодекса: они должны быть зарегистрированы в Территориальном органе Ространснадзора, а их владельцы - получить свидетельства эксплуатантов. Но беда в том, что это долго и дорого. В частности, для жителей Саратовской области надо съездить в Нижний Новгород: именно там находится ближайшее подразделение "Росавиации". Новые авиационные правила требуют, чтобы пилот-любитель, прежде чем подняться в воздух, должен представить в Минтранс свидетельство государственного образца, удостоверение техника (или договор на обслуживание самолета), сертификат о соответствии требованиям лётной годности (аналог техпаспорта автомобиля), документы о том, где будет базироваться его летательный аппарат, договоры на диспетчерское, аэронавигационное, медицинское, метеорологическое обслуживание и - всего около десятка различных документов. Только получение сертификата обойдется в 30-60 тыс. руб. Сбор остальных документов тоже влетает в копеечку, да и времени требует порядочно. Кроме того, как говорят специалисты, организовать выполнение всех требований действующей нормативной базы в одиночку практически невозможно.
Естественно, получить разрешение на эксплуатацию самодельных летательных аппаратов, не отвечающих техническим требованиям безопасности, невозможно в принципе. Даже к официальным, но маленьким фирмам, занимающимся разработкой летательной техники, применяются драконовские меры. Например, для сертификации более трех самолётов предусмотрены, в том числе, разрушающие испытания, а это многим экономически не по силам. В то же время современные методы расчетов позволяют проектировать авиационную технику без подобных испытаний. А есть еще необоснованные придирки и большие тарифные ставки в сертификационных органах гражданской авиации. В результате, ни один государственный орган не владеет полной информацией о количестве таких сверхлегких воздушных судов.
Будет ли в Саратове вертодром
Разумные люди утверждают, что разрешительный принцип правомерен для регулярных рейсов, но не для малой авиации. Ее главная "фишка" - доступность и оперативность. Например, пожарная или санитарная авиации, выполняющая полеты по срочным вызовам на небольшие расстояния. Собственно, есть еще несколько направлений, где используются легкие самолеты: авиатуризм, аэрофотосъемка, химработы, в частности, в сельском хозяйстве. И для этого требуется уведомительная система на полеты в свободном воздушном пространстве, которая действует в большинстве стран мира. То есть в пространстве, где нет запретных для полетов зон и воздушных трасс, можно перемещаться совершенно свободно. Лично я имела опыт подобного перемещения. Когда я была в США, наша принимающая сторона, местный миллионер, разбогатевший на грузовых автомобильных перевозках, предложил прокатить нас на своем самолете. И вся подготовка к полету состояла в том, что мы приняли решение нарушить требования страховки "не подвергать себя неоправданному риску": приехали на местный небольшой аэродром, выкатили "Сессну" из ангара, уселись и полетели. Надо сказать, это были замечательные впечатления: Между прочим, из 5 500 аэродромов США только 500 связаны регулярными рейсами, а на остальных обслуживают малую авиацию. Да и в Старом Свете это не труднее: уже упоминавшийся авиалюбитель рассказывал мне про друзей, которые свободно летали по Европе на легком вертолете, даже совершили специальный тур Париж-Африка - никаких проблем не возникло: ни с заправкой, ни с закрытыми зонами - все было очень просто. Однако в нашей стране, имеющей громадные воздушные пространства, подобная свобода перемещения остается лишь мечтой. В частности, в Саратовской области достаточно сложно получить разрешение на взлет и посадку: у нас существует большое количество "красных" зон, где находятся военные объекты.
В прошлом году появлялись сообщения, что Росаэронавигация согласовывает новые федеральные правила использования воздушного пространства. Они должны были позволить летать в уведомительном режиме. Однако перед самым Новым годом стало известно, что президент Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть предложение Минтранса об упразднении Росаэронавигации. Ее функции будут переданы Росавиации и Ространснадзору. Предполагается, что это будет очередной шаг к воссозданию в России единого органа по управлению гражданской авиацией. А вот про уведомительный порядок пока что-то больше не слышно:
Тем не менее, малая авиация развивается даже в такой глубинке, как Саратов. В частности, есть предложение организовать вертодром - место базирования, взлета и посадки легких вертолетов. Одновременно предполагалось создать небольшой парк вертолетов и предлагать услуги по перемещению по экстренным вызовам, по деловым поездкам. Для начала планировали поставить 2-3 вертолета. Сейчас, по нашим сведениям, идет отвод земельного участка: 5 га земли на объездной дороге. Начало реализации проекта планировалось на 2009 год. Не известно, как отразится на этих планах финансовый кризис, но осенью уже было 4 заявки на приобретение легких вертолетов в личное пользование. Между прочим, стоимость вертолета "Робинсон" составляет 15,5-16,5 млн руб. Стоимость часа полета на вертолете в Москве - 18-18,5 тыс. Возможно, в Саратове это будет дешевле - сопоставимо с полетом на легком самолете, что обходится в 15 тыс. руб. в час. Между прочим, на легком вертолете от Москвы до Саратова можно долететь за 4 часа.
Маргарита Соловьева
Источник: СаратовБизнесКонсалтинг