Низкий спрос на авиаперевозки в Удмуртии не позволяет развиваться местному рынку. А некоторые федеральные сети, присутствующие в регионе, даже не пользуются Ижевским аэропортом.
Дороговизна грузовых авиаперевозок по сравнению с автомобильными и железнодорожными сужает круг потребителей данной услуги. Региональный статус аэропорта Ижевска и средний уровень экономического развития республики также не позволяют рынку расти. Одновременно падение спроса на пассажирские авиаперевозки, в том числе коммерческие, создают трудности в работе и единственного авиатранспортного предприятия Удмуртии - "Ижавиа".
Сокращения рейсов. В настоящее время перевозка как людей, так и грузов напрямую из Ижевска осуществляется только на самолетах авиакомпании "Ижавиа". Ни одна из крупных авиакомпаний пока не проявила интерес к пассажирским перевозкам из Ижевска.
Главной причиной является небольшой спрос на перелеты со стороны населения. Самолеты "Ижавиа" выполняют рейсы в Москву (по два рейса в день по будням и по одному в выходные). До недавнего времени самолеты летали и в Санкт-Петербург. В дальнейшем возможно сокращение рейсов. По словам Вальтера Краутера, начальника службы перевозок ОАО "Ижавиа", спрос на пассажирские перевозки значительно упал в последние полгода. "Если загрузка самолетов и дальше будет снижаться и опустится ниже определенного уровня, мы будем вынуждены закрыть рейсы в некоторые дни", - пояснил г-н Краутер.
Между тем падение спроса наблюдается не только на пассажирские, но и на коммерческие перевозки. Трудности у нефтяных компаний, вызванные кризисом, заставляют их отказаться от приглашения рабочих на вахты на Север. Как правило, чартерные рейсы с рабочими совершаются в Новый Уренгой, Нижневартовск и требуют значительных затрат. Как отмечает г-н Краутер, в этом году число подобных рейсов сократилось.
Крайне редко совершают рейсы и грузовые самолеты. "Обычно грузы перевозят на пассажирских самолетах, следующих до Москвы. Объемов их грузовых отсеков вполне хватает, так как потребность в подобной скорости транспортировки в республике невысока, - поясняет г-н Краутер. - Авиаперевозка достаточно дорога, и многие предпочитают пользоваться автомобильными или железнодорожными грузоперевозками". По словам эксперта, объем грузов, перевозимых самолетами "Ижавиа", составляет не более 15-20 тонн в месяц.
Пункт отправления. На удмуртском рынке грузоперевозок услугу транспортировки посредством самолетов предоставляет порядка 5 компаний. Все они - региональные агенты крупных федеральных сетей, специализирующихся на различных видах доставки. По мнению директора представительства "Русской Почтовой Службы" в Ижевске Никиты Зверчукова, рынок авиаперевозок в Удмуртии развит достаточно. "Плохо только то, что практически нет регулярных, ежедневных рейсов в другие города, кроме Москвы. Самолеты используются для экспресс-почты, срочной доставки документов, образцов какой-либо продукции - поясняет эксперт. - Объемы грузов, отправляемых через нашу компанию на самолетах "Ижавиа", могут быть различны - от 5 до 300 кг". Чаще всего отправляют товары фармакологического назначения, печатную продукцию, оборудование, документацию.
Однако не все пользуются услугами "Ижавиа". Компании, для которых авиаперевозки являются лишь побочным направлением деятельности, используют доставку самолетами лишь посредством международных аэропортов - Москвы, Казани или Екатеринбурга. "Из этих городов гораздо шире выбор направлений полетов, - пояснил директор ижевского представительства компании "ИЦТ-Пермь" Павел Хохряков. - До них грузы перевозятся автотранспортом или поездами. Таким способом доставка выходит экономичнее в 5-8 раз".
В целом же для многих компаний авиатранспортировка является одним из направлений деятельности, порой даже побочной. Полнокомплектные грузы объемом 15-20 тонн проще и дешевле перевозить на машине. Как раз в конкуренции с автотранспортом больше всего и проигрывают авиаперевозчики.
Местным сложнее. Как отмечает руководитель представительства компании DHL в Ижевске Алексей Федотов, преимущество на региональном рынке имеют, прежде всего, те компании, у которых хорошо налажена сеть по всем крупным городам России и установлены связи с международными перевозчиками. "Отсутствие на рынке региональных перевозчиков вполне закономерно, так как для налаживания бизнеса необходимо создать представительство в пункте назначения, - пояснил г-н Федотов. - Для отдельных компаний это невозможно, значительно проще и выгоднее стать агентом федеральной сети".
В целом конкуренция на российском рынке между авиаперевозчиками достаточно серьезна. Что касается удмуртского рынка, то причина его неразвитости, скорее всего, кроется в специфике Удмуртии как региона, не выделяющегося своей деловой активностью на российском уровне, полагают эксперты.
Между тем кризис на ситуацию с объемом поставок грузов существенно не повлиял. Возможное сокращение рейсов "Ижавиа" для местных представительств компаний также некритично. При необходимости они могут воспользоваться близлежащими аэропортами в Перми, Набережных Челнах или Казани. Рынок авиаперевозок в Удмуртии постепенно будет развиваться, считают эксперты. Однако высокоперспективным его назвать они все же не могут. Потребность будет расти в доставке малогабаритных грузов, в первую очередь, документов. В части перевозки грузов больших объемов преобладать по-прежнему будут автомобильный и железнодорожный транспорт.
Источник: «Business Class»
Автор: | Михаил Красильников |