Два энтузиаста из Соединенных Штатов решили отправиться в кругосветное путешествие на недавно купленном в Италии вертолете Grand AgustaWestland. Пожалуй, два не совсем обычных энтузиаста.
Наверное, это будет вечной историей про нас, которая почему-то происходит не с нами. Два энтузиаста из Соединенных Штатов решили отправиться в кругосветное путешествие на недавно купленном в Италии вертолете Grand AgustaWestland. Пожалуй, два не совсем обычных энтузиаста. Смахивающий на театрального Дзержинского вертолетный фанат с 30-летним стажем Скотт Каспрович из Мидлбурга, бывший заместитель министра транспорта штата Вирджиния второй пилот Стив Шейк, бывший инструктор полиции из Мэриленда, – словом, госслужащие в отставке. Первая часть истории – вполне наша – бывший чиновник покупает вертолет, а вот продолжение немного иное: на этой прекрасной машине ему вздумалось штурмовать кругосветный мировой рекорд скорости. Другое дело, что и у нас, и в Штатах увлеченные люди вначале устанавливают рекорды и совершают подвиги, а потом становятся депутатами и представителями региональной власти. Хотя для занятия постов первое совсем не обязательно ни там, ни здесь.
Наблюдатели резонно отмечают, что такие путешествия вообще не для вертолетов. Это нормально для самолетов и планеров, повторение того же самого на винтокрылых машинах связано с громадным напряжением и риском. У вертолета совсем другой способ управления – подремать пилоту не удастся, а расход топлива на единицу расстояния и регламент поддержания рабочего состояния предполагают бесперебойную наземную поддержку. В общем, тяготы и лишения наделяют такой рекорд качествами подвига. И рекорд состоялся, хотя для утверждения рекорда отчет о полете должен быть подтвержден в Национальной воздухоплавательной ассоциации.
Пожалуй, особую национальную гордость должен вызвать тот факт, что наши рекордсмены чуть не отступились от своей затеи в России. И с аэродромами у них были проблемы, и с топливом, и двигатель забарахлил, и одичавшие собаки чуть было не съели на стоянке в Сибири, когда Каспрович устроился в багажном отделении вертолета на ночлег. В итоге российская задержка составила двое суток. И от Магадана экипаж Grand AgustaWestland поспешил к Берингову проливу, изменив предварительный маршрут. Впрочем, и на Аляске они столкнулись с отсутствием топлива. Наземной команде, 24 часа в сутки державшей связь с экипажем, пришлось экстренно перебрасывать в крошечный городок Гэмбел три 55-галлонных емкости с горючим. Все-таки пилоты признались, что Россия оказалась вызовом, который они будут не прочь принять снова. Но именно российские аэродромные механики смогли им оказать своевременную помощь.
Как пошутил журналист «Вашингтон пост», «к сожалению, Жюль Верну не удастся получить с этих ребят за использование идеи кругосветного пари («Вокруг света за 80 дней»)», но, пообещав побить прежнее достижение, команда Каспровича и Шейка превзошла его почти на 6 суток, облетев земной шар на вертолете за 11 дней 7 часов 2 минуты.Особую гордость пилотов составила средняя скорость 137 км/ч вместо 91,6 км/ч, причем это было сделано на вертолете обычной конфигурации, а предшественник – Bell 430 12 лет назад был оснащен и дополнительным баком, и спальной, и другими усовершенствованиями. Дуэт пересек 24 часовых пояса, 49 государств, сделав всего 78 остановок для заправки и преодолев расстояние 21 000 миль.
Экипаж вернулсяв аэропорт Нью-Йорка LaGuardia 18 августа утром, завершив свое «Великое Мировое Приключение».
Скотт после столь напряженного перелета еще мог говорить: «Мы очень рады снова оказаться дома! Это поездка всей жизни, настоящее достижение для всех нас. В полете было несколько трудных ситуаций, но ключом к успеху было заблаговременное планирование и координация действий на каждом пункте остановки». По ходу дела был побит скоростной рекорд в перелете между городами Нью-Йорк и Лондон, занявший 35 часов вместо прежних 40.
Подготовка к этому перелету заняла около года. Каспрович признался, что это стоило ему «несколько сотен тысяч долларов». Со своим напарником Шейком они спали в течение этих полутора недель по ночам в среднем два часа, за все время смогли только четыре раза нормально пообедать на земле, все остальное время питаясь в воздухе дорожным сухпайком. Наземный экипаж, размещенный в Пичтри (штат Джорджия), не только координировал техническую поддержку перелета, но и осуществлял информационное сопровождение.
Конечно, такой перелет не мог обойтись без поддержки компании производителя. Для AgustaWestland это стало одной из самых удачных рекламных кампаний 2008 года. В этом перелете были задействованы все технические возможности вертолета Grand, и 2000 миль в день, которые он покрывал, свидетельствуют о впечатляющих возможностях вертолета.
Пробным шаром стал февральский перелет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Тогда Каспрович и Шейх на «Гранде» установили скоростной рекорд для трансконтинентального вертолетного перелета (общая протяженность – 2139,8 навигационной мили). Результат составил 15 часов 9 минут 10 секунд с шестью топливными остановками.
Несколько слов о предшественниках. Уже упомянутый рекорд 1996 года принадлежал команде Рона Бауэра и Джона Вильямса, облетевших земной шар за 17 дней 6 часов 14 минут.
Первый такой перелет в сентябре 1982 года на вертолете Bell 206L-1 Long Ranger II Spirit of Texas совершили американские летчики Росс Перо-младший (сын вечного кандидата в президенты США) и Джей Кобурн. Стартовав и финишировав в Далласе, Форт Ворс, Техас, они пролетели 39 837,6 км за 29 дней 3 часа 8 минут. Вертолет был модернизирован: установлено дополнительное навигационное оборудование и средства спасения, усилены шасси, установлены внешние надувные баллонеты и дополнительный бак объемом 151 галлон на месте задних сидений. Установка бака увеличивала продолжительность полета на 5 часов, то есть до 8 часов без дозаправки.
По завершении перелета вертолет был подарен Национальному музею авиации и космонавтики (NASM) при Смитсоновском институте.
Самую занимательную кругосветку на вертолете осуществила 57-летняя англичанка Дженнифер Муррей со вторым пилотом Квентином Смитом. На R-22 они пролетели в 1997 году расстояние 57 448 км за 97 дней. Они пересекли 26 стран, сделали 80 остановок для заправки, а также успели посетить Монако и присутствовали на церемонии передачи Гонконга Китаю. Они пролетели над одним из самых высокогорных ледников мира на высоте 2926 м при температуре –13 °С, путешествие принесло $162 500 в Фонд защиты детей, а по возвращении Муррей и Смита приветствовали друзья, включая герцогиню Йоркскую.
А в общем-то, надо признать, что такие события – это подарок нам всем. И уж если это еще хорошо подано, словно завернули в цветную бумагу и перевязали лентой – и новехонький, с иголочки вертолет, и медиасопровождение – подкаст, фотодневник, форум, – то и искренняя радость за тех, у кого все это получилось.