Покупка и оформление вертолета в Украине не представляет особой сложности. Проблемными вопросами остаются наличие посадочных площадок и законодательство, регулирующее воздушное движение. Если для строительства площадок не хватает средств, то регламентация полетов не проработана соответствующими органами.
Покупка и оформление вертолета в Украине не представляет особой сложности. Проблемными вопросами остаются наличие посадочных площадок и законодательство, регулирующее воздушное движение. Если для строительства площадок не хватает средств, то регламентация полетов не проработана соответствующими органами.
Согласно данным Киевской ассоциации аэронавтики, в Украине эксплуатируется не более 150 вертолетов, в то время как в ЕС частных или корпоративных легких воздушных судов числится не менее 300 тыс., а в США - более 600 тыс. В начале 90-х гг. парк гражданских вертолетов Украины составлял порядка 400 Ми-2, до 100 Ка-26 и около 80 Ми-8. В начале этого десятилетия, годных к эксплуатации в гражданской авиации Украины машин числилось всего 106. По данным Минтранссвязи, на сегодня из 159 вертолетов, заявленных в реестре воздушных суден, всего 90 пригодны для полетов.
Чтобы полностью провести необходимое обновление вертолетного парка на аналогичными машинами европейского производства, требуется не менее $1,3-1,7 млрд. Если же ориентироваться на американские машины, то до $2 млрд. Конечно, в условиях кризиса, такие средства на обновление вертолетного парка выделить не в состоянии никто.
В первую очередь этот транспорт был бы полезен спецслубам. Например, через весь Киев вертолет может пролететь меньше, чем за десять минут. Однако пока что не разработана карта полетов вертолетов над городом. Да и стоимость их обслуживания для городской казны великовата. Тем не менее, покупка нескольких машин предусмотрена программой развития службы спасения в 2007-11 гг.
Небольшой пожарный вертолет намерен купить «Киевгорстрой». Это один из пунктов в создании отдела обслуживания высоток. Другой пример - использование вертолета медиками предусмотрено в случае пересадки сердца, когда необходима оперативная доставка донорских органов. Вертолетная площадка для этого уже оборудована в Киевском городском центре сердца. Однако из-за отсутствия карты полетов над городом и возможных для посадок мест по городу она простаивает.
По словам заммэра Анатолия Голубченко, в 2009 г. мэрия намерена купить два вертолета - для пожарных и медиков. При этом обязательно должны быть учтены все требования по безопасности полетов. К примеру, в случае аварии мощности двигателя должно хватать для того, чтобы машина могла выйти из опасной зоны и совершить посадку за пределами населенного пункта.
Но пока же только Леонид Черновецкий купил себе вертолет. По словам мера, он мечтал научиться управлять вертолетом, чтобы можно было спокойно полетать над Киевом. Но потом отказался от этой затеи. По его словам, сейчас вертолет «перевозит провизию для «любимых бабушек». Что касается закупок машин горадминистрацией, то вероятнее всего, что они будут отложены на неопределенный срок из-за нехватки средств в бюджете города.
Согласно указу президента Виктора Ющенко и постановлению Кабмина, маневры авиатехники над населенными пунктами запрещены. Однако в Киевсовете уже запланировано рассмотрение вопроса о возможности открытия воздушного коридора над городом для спецслужб и частных владельцев. Пока же для каждого пролета над городом необходимо разрешение мэрии и СБУ.
Выгодно было бы поднять в воздух и правительственные эскорты. Во-первых, водители столицы освободились бы от простоев в пробках из-за очередного перекрытия дорог, а горвласти сэкономили бы на внеочередных привлечениях гаишников. Традиционно составляющие правительственный эскорт как минимум три бронированных Мерседеса (по $300 тыс. каждый), не многим дешевле цены вертолета. Во-вторых, это бы дало стимул как для разработки карты полетов вертолетов, так и для развития сети вертолетных стоянок по Киеву.
Сейчас наиболее дешевые - легкие вертолеты - стоят от $23 до $130 тыс. К примеру, полтавский легкий вертолет АК-1 «Санька» доступен по цене $60–100 тыс. К другой отечественной машине - «Ангелу» (стоимость от $250 тыс.) проявляли интерес Минобороны, МВД, КГГА и мэрия Москвы. Поддержанный Ми-2 можно найти всего за $150 тыс., хотя цена нового вертолета этой модели - в районе $1,5-2 млн.
Тем не менее, такие вертолеты уступают современным моделям иностранных компаний и классом, и комфортабельностью, и маневренностью. Одним из таких является американский Robinson R22 (от $400 тыс.). Для полетов же над населенными пунктами необходимы вертолеты с двумя двигателями, цена на которые стартует с €1 млн. К примеру, цена Eurocopter EC120B - от ?1,2 млн.
«Элитарность» вертолетного транспорта подтверждает дороговизна его обслуживания. К примеру, капремонт двухместного Robinson R44 стоит $150 тыс. Он необходим через каждую тысячу часов налета или раз в два года. Расход горючего при полете составляет порядка 60 л/ч, при том что литр спецтоплива Л-100 стоит 14 грн.
Несмотря на разнообразие предложений по обустройству посадочной площадки для вертолета, обойдется она недешево. Наземная площадка стоит в районе $0,3–1 млн. Соорудить же посадочную площадку на крыше высотного здания будет дешевле. Для полноценной станции необходимы радиотехническая и метеорологическая аппаратура, источники электроэнергии, а так же хранилище для топлива.
Час аренды вертолета в Киеве для двух-трех пассажиров обойдется в $800-1200. Пролет же одного пассажира стоит дешевле - $500-800. Однако для полетов в Киеве открыт только Днепр, Гидропарк, Труханов остров и столичные окраины. Некоторые арендодатели вертолетов предоставляют также возможность долететь в любую часть Украины. Полет, например, из Киева в Крым на вертолете занимает три-четыре часа. Но в дальних полетах этот транспорт по комфортности уступает традиционным самолетам и автотрансорту.
В Нью-Йорке посадочные площадки для вертолетов размещены более чем на 300 зданиях. В Москве таких мест более двадцати. В Киеве же еще в 2005 г. задумывали построить к 2020 г. девять вертолетных площадок. Тем не менее, на сегодня они находятся только на стадии проектов (например, новое здание на территории Кабмина или высотка возле ЦИКа), и принять вертолеты могут только аэропорты «Борисполь», «Жуляны» и «Чайка». Вертолет так же может приземлиться в Гидропарке и на заводе Антонова. Уже к Евро-2012 горвласти обещали построить в городе до 25 посадочных мест.
Согласно правилам, перед тем как поднять вертолет в воздух, необходимо за день подать заявку в Минтранссвязи. В ней указывается модель вертолета, фамилия пилота, время полета и траектория. Можно оформить и срочную заявку за несколько часов. Чтобы получить лицензию на управление вертолетом и стать полноправным пилотом, необходимо пройти спецкурс обучения, который стоит порядка $15 тыс.
Для получения лицензии необходимо пройти медосмотр, теоретическую и летную подготовку, зарегистрировать летную годность вертолета. Международное свидетельство (сертификат) пилота вертолета выдает Госавиаслужба. Медосмотр для этого можно пройти в спецклиниках Харькова, Днепропетровска, Киева, Львова. Теоретическую подготовку можно получить в Кременчугском летном колледже НАУ. Летная подготовка именно на вертолете АК1-3 проводится в Полтаве в ООО «КБ Аэрокоптер» или Днепропетровске в авиакомпании «Днепрагроавиа». Лицензию пилота вертолета в Украине ежегодно получают всего 10-12 человек.
Источник: ugmk. info.ru