Новый самолет президента.

Авиаотряд управления делами президента 1 мая приступит к выбору регионального самолета для перевозок первых лиц государства. В тендере на поставку шести лайнеров будут участвовать проекты самолетов Ту-334, Ан-148 и SuperJet.

Как стало известно РБК daily, авиаотряд управления делами президента 1 мая приступит к выбору регионального самолета для перевозок первых лиц государства. В тендере на поставку шести лайнеров будут участвовать проекты самолетов Ту-334, Ан-148 и SuperJet.

В 2007 году управление делами президента уже сделало свой выбор в пользу Ту-334, однако затем это решение было пересмотрено из-за проблем с запуском этого самолета в серийное производство. В случае с Ан-148 и SuperJet выбор осложняется большой долей импортных комплектующих в этих лайнерах.

Еще в 2007 году авиаотряд управления делами администрации президента принял решение о закупке шести самолетов: четырех Ту-334-100 с VIP-салонами и двух подобных самолетов для ФСО, в компоновке со спецузлами и правительственной связью. Дело в том, что на сегодняшний день для перевозки как первого лица государства, так и руководящих сотрудников, используются самолеты Ту-134 и Ил-96-300. Как отмечает источник РБК daily в авиационных кругах, перевозка на Ил-96-300 осуществляется до ближайшего к месту проведения мероприятия крупного аэродрома, далее делегация пересаживается на вертолеты Ми-8. Ранее использовавшиеся Ил-62 и Ту-154 морально устарели.

Однако в 2008 году решение о покупке Ту-334 было пересмотрено. На этот самолет до сих пор нет ни одного заказа, несмотря на то что для данного лайнера была определена собственная ниша. «Ту-334 мы позиционируем как самолет для российских государственных заказчиков. Этот лайнер имеет самый большой диаметр фюзеляжа, в нем можно создать удобный для работы и отдыха салон», — говорил ранее РБК daily президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров. Но заказов так и не последовало, а производителю надо оплатить затраты по развертыванию в Казани серийного производства. По словам источника РБК daily в ОАК, на эти цели требуется 8 млрд руб. Даже если финансирование будет найдено, то первый серийный Ту-334 будет выпущен в 2012 году, если ОАК приобретет у киевского «Авианта» оснастку, которая использовалась для постройки первого лайнера. Если этого не произойдет, первый лайнер будет выпущен в 2013 году.

По данным представителя ОАК Константина Лантратова, к 1 мая корпорация совместно с Минпромом должна подать в администрацию президента материалы как по Ту-334, так и по двум другим проектам — Ан-148 и SuperJet. «На каком региональном самолете будут летать первые лица государства, определит заказчик», — говорит он РБК daily. Однако оба проекта имеют существенный недостаток — присутствие комплектующих иностранного производства. В SuperJet их до 80%. У контрольного управления администрации президента уже были претензии к данному лайнеру. «Использование в самолете практически всех комплектующих изделий зарубежного производства противоречит основным целям и задачам обеспечения развития отечественной авиационной промышленности», — отмечалось в отчете контрольного управления администрации президента за 2005 год. В то же время в «Гражданских самолетах Сухого» (ГСС, занимается проектом SuperJet) это проблемой не считают. «Мы готовы участвовать в любом тендере, так как уверены в качестве и надежности продукта. Разработчиком самолета являются ГСС, а значит, самолет ровно в той же мере является российским продуктом, в какой Boeing — американским, а Airbus — европейским», — отмечает директор по связям с общественностью ГСС Ольга Каюкова.

Второй претендент — российско-украинский Ан-148 — тоже вызвал сомнения из-за того, что его разработчиком является Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова (Украина), однако он передал проектно-конструкторскую документацию на серийный выпуск Ан-148 Воронежскому авиазаводу. Сейчас на Воронежском авиазаводе (ВАСО) начинается серийный выпуск данного лайнера. В 2009 году должно быть построено четыре лайнера, в 2010-м — девять, а с 2012 года их будет производиться по 36 штук. На сегодняшний день заказчиками лайнера являются ГТК «Россия», которая купит шесть Ан-148-100В, авиакомпания «Полет» (десять штук), «Московия» (десять штук), Cubana de Aviacion и «Аэросвит». В настоящее время долевое участие российских предприятий в стоимости Ан-148 составляет 69%. «С учетом полного освоения на ВАСО с 2010 года агрегатов планера, на ММПП «Салют» — двигателей, на «Авиаагрегате» — шасси доля российского участия составит уже 85—90%», — отмечает представитель производителя. Продажей лайнера занимается лизинговая компания «Ильюшин финанс и Ко.» (ИФК), представитель которой выразил уверенность в том, что компания победит в тендере, объявленном администрацией президента.

СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ

Источник: РБК daily