Страх полета, Часть 2: Цифры плюс советы

Недавняя загадочная катастрофа авиалайнера над Атлантикой всколыхнула старые фобии. Наверное, все мы хотя бы раз в жизни, находясь в воздухе, испытывали внезапный страх, представляя всю «хрупкость» скорлупы фюзеляжа и всю глубину «неминуемого» падения… Что же такое – фобия полета, отчего она случается, чего стоит бояться и чего нет? Часто ли самолеты падают. И как сделать перелет максимально безопасным? Представляем наш краткий гид

Итак, вчера мы рассказали, что до трети людей испытывает страх перед полетам, но что на самом деле бояться его не стоит. Чтобы снова продемонстрировать это, приведем некоторые сухие, но весьма красноречивые цифры.

Что знает статистика?

Начиная с 1950-х среди причин аварий, приведших к человеческим жертвам, были следующие:
• Ошибка пилота: 50% случаев;
• Другой «человеческий фактор» (ошибки диспетчеров и т.п.): 7%;
• Погодные условия: 12%;
• Техническая причина: 22%;
• Угоны, терроризм и прочее: 9%
• Остальные причины: 1%.

Если делать выборку по фазе полета, то самыми опасными являются взлет (22% аварий) и посадка (18%), а также набор высоты (25%). Вполне безопасны снижение (8%), приближение к месту посадки (13%) и, конечно, сам полет (12%). Названные проценты больше впечатлят, если учесть, что на взлет и посадку приходится, в среднем, по 1% времени полета, а на сам перелет – 57%.

Число выживших в результате аварий, случившихся с самолетами, несших на борту от 10-ти пассажиров, составляет 24% (по статистике за 2000-е гг.). Огромную таблицу с детальной статистикой по отдельным авиакомпаниям можно посмотреть по этой
ссылке.

Есть ли шанс погибнуть? Конечно, есть. Но очень и очень маленький. По статистике за 1998-2008 гг. вероятность того, что вы попадете на рейс, в котором случится происшествие, приведшее хотя бы к одной человеческой жертве, составляет 1 к 8,5 млн, если считать по цифрам 25-ти самых безопасных перевозчиков, и 1 к 830 тыс., если считать по 25-ти самым «небезопасным». Иначе говоря, шанс лично у вас погибнуть в ходе конкретного рейса составляет 1 к 13,6 млн, если вы летите проверенной авиакомпанией, и 1 к 1,1 млн, если – «непроверенной».

Советы для остальных

Самые же мнительные могут воспользоваться рекомендациями по безопасным перелетам, которые сформулированы на основе данных многолетней статистики.

1. Выбирайте беспосадочные перелеты. Большинство аварий случается в ходе взлета, посадки, набора высоты или снижения. Чем меньше этих «критических» моментов в вашей поездке – тем ниже вероятность аварии.

2. Выбирайте самолеты покрупнее. К лайнерам, берущим на борт более 30 пассажиров, предъявляются особенно суровые требования безопасности. И вообще, «если что», вероятность спастись здесь будет выше.

3. Следите за стюардессой. Краткое инструктирование на случай аварии, которое обязательно дается в начале полета, может спасти вашу жизнь. Не пропускайте его мимо ушей. Обратите внимание, где взять спасательное оборудование и как вынуть трубку для подачи кислорода, где находятся ближайшие к вашему креслу аварийные выходы.

4. Не кладите тяжелый багаж на полку над сиденьем. Даже если аварии не случится, самолет, попавший в область сильной турбулентности, может «мотать» так, что полка, не рассчитанная на это, не выдержит, и если не вы, так ваш сосед получит чемоданом по голове. Такое случалось.

5. Пока сидите в кресле, всегда держите ремень безопасности пристегнутым. Это не будет лишним в любом случае.

6. Прислушивайтесь к словам бортпроводников. Вообще, главная их задача на борту – не разносить напитки, а обеспечивать безопасность. Эти люди прекрасно подкованы в своем деле, и если они просят вас пристегнуть ремень или перейти на другое место, в ваших же интересах последовать этим советам. Сперва сделайте, а уж потом, если интересно, спрашивайте, зачем это нужно.

7. Не перевозите с собой опасный груз. Список веществ и предметов, приведенный в краткой инструкции, далеко не охватывает все случаи. Подумайте, нет ли у вас чего-то, что может оказаться опасным, и в достаточно ли надежные контейнеры вы их поместили. Примеры тому – спортивные снаряды (биты, клюшки), ножи (всех видов), огнестрельное оружие и боеприпасы (включая оружие для занятий пейнтболом или страйкболом), инструменты (ножовки, молотки и проч.), воспламеняющиеся вещества (бензин для зажигалки), мощные аккумуляторы и т.д.

8. Не стесняйтесь просить стюардессу размешать чай или кофе. У них опыт обращения с очень горячими жидкостями при тряске достаточно большой. У вас же всегда будет опасность серьезно ошпариться – а то и ошпарить соседа и если не схлопотать по лицу, то нарваться на судебное разбирательство.

9. Не пейте.

10. Не теряйте голову. Предыдущий совет сильно поможет вам следовать и этому правилу. Если вы, все-таки, попали в аварийную ситуацию, строго следуйте указаниям бортпроводников и команды.

Вместо послесловия: выключать ли мобильник?

Требование выключать мобильные телефоны и ноутбуки во время взлета и посадки связано с тем, что и телефоны, и беспроводные модемы компьютеров используют для обмена данными с базовой станцией радиоволны. Тем же способом ведет обмен информацией и весь сложнейший комплекс бортовой аппаратуры, так что теоретически эти гаджеты могут действительно мешать их работе. Кроме того – попробуйте поговорить по телефону около каких-нибудь динамиков: вы услышите знакомые треск и писк, тоже вызванные работой прибора связи.

Насколько нам удалось установить, нет ни одного достоверно установленного факта того, чтобы авиакатастрофа была спровоцирована использованием мобильной связи или Интернета. Однако в принципе такая возможность сохраняется – тем более что тяжело провести достаточно полное тестирование, как поведет себя та или иная система в конкретной ситуации: число возможных комбинаций моделей телефонов и модемов, самолетов и бортовой аппаратуры крайне велико. Поэтому обычная просьба выключить эту электронику делается скорее «на всякий случай» - и все-таки, мы рекомендуем последовать ей. Все-таки, лучше перестраховаться, чем…

Читайте, кстати, о том, как расследуют обстоятельства авиакатастроф и какие выводы на будущее это помогает сделать: «
По следам катастрофы».

При подготовке статьи использованы материалы проектов AirSafe и PlanetCrashInfo

Источник: Популярная механика