По неофициальным данным, в прошлом году небо бороздили порядка 300 частных самолетов, принадлежащих русским. В настоящее время ко крайней мере 100 из них выставлены на продажу. Но даже эти неутешительные данные не свидетельствуют о том, что наш рынок бизнес-авиации приказал долго жить.
По неофициальным данным, в прошлом году небо бороздили порядка 300 частных самолетов, принадлежащих русским. В настоящее время ко крайней мере 100 из них выставлены на продажу. Но даже эти неутешительные данные не свидетельствуют о том, что наш рынок бизнес-авиации приказал долго жить. Бизнесмены продолжают делать выбор в пользу джетов, только начали считать деньги. Выясняется, что даже на полетах джета можно экономить.
В золотые времена российские бизнесмены предпочитали покупать или арендовать преимущественно большие самолеты. Причин тому много: и менталитет, и расстояния между нашими городами, и расстояния до столиц Западной Европы. Все эти факторы трудно отмести даже перед лицом жесткой экономии. Это сдерживает развитие в России легкой авиации (в американском смысле этого понятия). То есть урезать расходы на джет с помощью перехода на самолеты класса light и super light (3-5 пассажиров) не получится. Но и отказаться от полетов могут далеко не все.
И дело здесь не только в привычке к роскоши. Для некоторых деловых людей использование джетов и во времена кризиса остается единственным способом ведения бизнеса. Регулярная авиация, даже первый класс, не в состоянии обеспечить компаниям и частным клиентам необходимую мобильность и охват территории. «Есть компании, которые работают одновременно в странах Азии и Африки, - говорит генеральный директор компании «Деловая Авиация» Альберт Земляков. - К тому же у российского бизнеса очень большие интересы в Иране, Ливане, Ливии и ряде других стран. Но туда ничего не летает! На «тушке» туда добираться в первом классе?»
Радикальных выходов всего два: или отказаться от владения самолетом в пользу аренды, или переходить с использования больших джетов к самолетам класса medium. Причем чартер представляется оптимальным способом перехода от суперджетов к машинам попроще. Предположим, что владелец крупного самолета больше не может его содержать и выставил эту машину на продажу. Но мы помним про ту «золотую сотню» частных самолетов, которая уже дожидается своих покупателей. А если представить, что эти «российские» лоты находятся в жесткой конкуренции с несопоставимым количеством аналогичных предложений из многих других стран, становится понятно: быстро сменить свой большой самолет на экономный джет у нашего бизнесмена не получится. Поэтому участники рынка ждут возобновления интереса к аренде бизнес-джетов. «Когда мировой кризис только начался, многие чартерные компании приостановили полеты, заняли выжидательную позицию, - вспоминает исполнительный директор компании «Бизнес Авиация» Алексей Кукса. - Сказался еще и сезонный спад. Сейчас небольшое оживление наметилось, но оно, безусловно, далеко от докризисного уровня. Есть живые примеры того, что те, кто планировал покупку частного самолета, теперь расторгли контракты и решили, что выгоднее арендовать джеты».
При этом надо понимать, что при заключении договора на строительство самолета клиент платит от 10 до 30% от стоимости ВС. При отказе он их, скорее всего, потеряет. Но все равно для многих отказ в нынешних условиях гораздо выгоднее, чем завершение сделки, а цены на аренду самолетов среднего класса сейчас вполне приемлемые. Например, перелет Москва - Цюрих на Cessna Citation XLS (которому прочат место лидера на кризисном рынке) обойдется в 22 тысячи евро, до Парижа - 24 тысячи. Но Citation XLS вмещает 10 пассажиров. Так что при правильном менеджменте делегация из 10 человек может добраться до Европы по цене, вполне сопоставимой со стоимостью билетов первого класса. 2400 евро за комфортабельный перелет до Парижа - деньги небольшие.
И слово «комфортабельный» здесь решающее. Среди многообразия бизнес-джетов есть достойные модели, которые предоставляют достаточный уровень комфорта, способны преодолеть необходимые российским клиентам расстояния и при этом вполне экономны. Каковы основные критерии выбора подходящих самолетов для разумной экономии? Есть самолеты, в которых можно летать только сидя. Пользоваться такими джетами наши соотечественники, значительная часть из которых - люди достаточно крупного телосложения, не любят: ни выпить, ни покурить. 4-4,5 часа до Испании сидя - это серьезное испытание. Поэтому среди российских клиентов пользуются спросом самолеты, в которых высота потолка хотя бы 173 сантиметра, где есть полноценный санузел и какая-никакая барная стойка.
Под эти критерии подходят многие самолеты класса medium. Но вот лидеры по соотношению цены летного часа и комфортабельности:
Cessna Citation XL. Высота потолка салона - те самые 173 см, дальность полета - 3440 км, максимальное количество пассажиров - 12 человек. Цена - 2500 евро в час.
Hawker 850XP. Высота салона - 175 см, дальность полета - 4893 км, максимальное количество пассажиров - 8 человек. Цена - 3500 евро в час.
Learjet 60 XR. Высота салона - 174 см, дальность полета - 4539 км, максимальное количество пассажиров - 9 человек. Цена - 3500 евро в час.
Источник: Бизнес Стиль
|